Воздушная стачка

Немецкая Lufthansa — одна из крупнейших авиакомпаний мира — отменила почти все рейсы на понедельник. Сотрудники перевозчика требуют социальных гарантий и прибавки к зарплате. Останутся на земле и самолеты израильских компаний. Их работники протестуют против соглашения об «открытом небе» с Евросоюзом, которое пустит на местный рынок европейских гигантов

Воздушная стачка

Пассажиры во многих странах мира на ближайшие несколько дней станут заложниками борьбы сотрудников авиакомпаний за свои права. Немецкая авиакомпания Lufthansa в понедельник отменяет более двух тысяч рейсов. В первую очередь это коснется маршрутов внутри Германии и между странами Европы: чтобы хоть как-то компенсировать финансовые потери, компания жертвует полетами малой протяженности во имя дальних маршрутов, которые приносят больше денег. Однако среди аннулированных есть и межконтинентальные рейсы.

Причиной отмены рейсов станет массовая забастовка сотрудников компании. Они решили в категорической форме выразить руководству несогласие с уровнем оплаты их труда и отсутствием (как они считают) социальных гарантий. Профсоюз работников сферы услуг Ver.di предупредил о готовящейся стачке в пятницу. За два дня до этого переговоры профсоюзов с руководством перевозчика завершились безрезультатно. Руководители Lufthansa назвали стачку «абсурдом» и «непропорциональным шагом». Их оппоненты сочли поведение дирекции «скандальным».

Защитники интересов персонала потребовали увеличить на 5,2% зарплату 33 тысячам работников Lufthansa — экипажам воздушных судов и наземному персоналу. Менеджмент оказался не готов удовлетворить эти требования. Сотрудникам предложили прибавку в 1,2% с октября этого года и еще на 0,5% через год после этого. Под влиянием экспансии крупных авиаперевозчиков из арабских стран, которые все активнее действуют на европейском рынке, и повышении цен на топливо компании Старого Света и так озабочены сокращением издержек. Средств на улучшение компенсационного пакета в кассе попросту нет. В целях экономии прошлой осенью Lufthansa объявила о сокращении 3,5 тысяч рабочих мест (главным образом - административного персонала).

Стачка продолжится целый день и будет носить предупредительный характер. Если дирекция не пойдет на уступки, следующая акция протеста станет еще более масштабной, предупреждают в Ver.di. Забастовка затронет все крупнейшие немецкие аэропорты, в том числе воздушные гавани Франкфурта-на-Майне, Гамбурга, Мюнхена, Штутгарта, Дюссельдорфа и Берлина. Авиакомпании не осталось ничего иного, как предоставить клиентам возможность бесплатно перебронировать билеты с 22 апреля на другой день. Пассажиров внутренних рейсов по авиабилету отвезут в пункт назначения на поезде.

Массовая забастовка персонала обернется для авиакомпании колоссальными убытками. Предварительно их оценили в 10 млн евро. Это еще острее поставит перед перевозчиком проблему сокращения расходов. Одна из последних подобных акций сотрудников, состоявшаяся в сентябре прошлого года, продолжалась несколько дней. Тогда бастовали только бортпроводники, требовавшие прибавки к жалованию, но все равно несколько тысяч рейсов руководству Lufthansa пришлось отменить. Ущерб перевозчика составил миллионы евро. Кроме того, хозяевам компании волей-неволей пришлось выполнить требования забастовщиков: повысить им зарплату на 4,6%, а также дать обязательство не увольнять до конца 2014 года сотрудников без компенсации.

Накануне стачка авиаперсонала парализовала работу аэропортов Израиля. Сотрудники трех ведущих перевозчиков страны — El Al, Arkia и Israir — объявили о начале бессрочной забастовки в знак протеста против ратификации соглашения об «открытом небе» с Евросоюзом, которое было подписано еще прошлым летом. Этот режим предполагает предоставление равного доступа на израильский рынок пассажирских авиаперевозок европейским компаниям. Акция протеста прошла в аэропортах Тель-Авива, Хайфы и Эйлата. Десятки исходящих рейсов были отменены, в то время как прибывающие самолеты аэродромы принимали. Сотни сотрудников авиакомпаний устроили пикет перед канцелярией правительства в Иерусалиме.

Работники израильской авиасферы опасаются, что в условиях возросшей конкуренции их руководители будут вынуждены пойти на уменьшение издержек, а следовательно  - на сокращение рабочих мест. По словам главы крупнейшего в Израиле профсоюза «Гистадрут» Офэра Эйни, вступление в силу соглашения с Евросоюзом обойдется Израилю примерно в 17 тысяч рабочих мест. Также в рамках соглашения израильских перевозчиков обяжут перейти к новым стандартам безопасности полетов, обслуживания пассажиров, экологии, экономической регуляции. Это повлечет немалые расходы, что сделает местные авиакомпании неконкурентоспособными на европейском рынке и фактически поставит их на грань банкротства.

Сторонники режима «открытого неба» заявляют о том, что снятие квот на рейсы между Израилем и ЕС приведет к снижению цен на авиабилеты. Это повысит привлекательность Израиля в глазах туристов. Власти страны в лице министра транспорта Исраэля Каца дали понять забастовщикам, что их требования не будут приняты во внимание. В воскресенье (в Израиле это рабочий день) правительство ратифицировало полетный договор с ЕС. «Гистадрут» в ответ заявил, что масштабы протеста после этого только возрастут. В частности, 23 апреля будет полностью блокирована работа аэропорта имени Бен-Гуриона — главных воздушных ворот страны.

От производственных конфликтов в авиасфере страдают прежде всего интересы тысяч пассажиров. Глобальный рынок диктует новые правила игры всем вовлеченным в эту отрасль сторонам. Но люди, купившие билет на самолет, продолжают испытывать неудобство от забастовок, как и десятки лет назад.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее