Плата за инфу

Согласно очередному исследованию, проведенному международной консалтинговой компанией Simon-Kucher & Partners, в течение ближайших трех лет около 90% материалов онлайн-СМИ станет распространяться по платной модели. Так, в двух третях опрошенных медиакомпаний заявили, что планируют ввести плату на значительную часть своего контента в ближайшие годы. Некоторые (27% компаний) уже спрогнозировали существенное увеличение прибыли за такой же период. Всего в опросе участвовали 2,7 тыс. высокопоставленных сотрудников из международных компаний разного профиля

Плата за инфу

Результаты исследования, скорее всего, говорят о том, что близится конец эры бесплатного онлайн-контента новостных порталов. На сегодня, по данным Simon-Kucher & Partners, многие популярные онлайн-издания уже ввели paywall — платный доступ к своим материалам. Согласно данным другого апрельского исследования (4 апреля 2013 года), ресурса paidcontent.org, 60% крупных американских печатных изданий объявили о платном доступе к собственным сайтам или же собираются ввести такое новшество в ближайшем будущем.

Сегодня необходимость введения paywall системы в интернет-СМИ объясняется тем, что проекты, как и любой бизнес, стремятся получать больше прибыли за свой труд, который зачастую намного сложнее, чем у традиционных медиа. Конечно, можно утверждать, что любой интернет-проект может легко зарабатывать на рекламе, которая довольно быстро набирает популярность во всем мире, особенно в США. 

Но тут необходимо понимать специфику интернет-сми: они не могут перегружать и без того загроможденный (собственным контентом) интерфейс огромным количеством рекламы. Соответственно - медиа-компании больше денег заработают на платной подписке, чем на кликах по немногочисленным баннерам: пользователи редко переходят по баннерам, какими бы интересными они ни были. Однако все еще остается неясным, исчезнет ли реклама на платных сайтах или же новостные порталы станут использовать два вида заработка одновременно.

Потребитель негодует

Многие пользователи Сети уже осудили переход интернет-СМИ к системе платного доступа. «В погоне за монетизацией компании забывают о конечном потребителе» - такого рода сообщения можно встретить на всех мировых форумах, блогах и комментариях к новостям. Дело в том, что основным преимуществом информации в Сети всегда являлось то, что она была и остается бесплатной. «В Интернете люди в основном покупают музыку, приложения и программы, все остальное они хотят получать бесплатно», - сообщается в новом докладе компании Pew. Платные же электронные книги (10% пользователей), как и платный онлайн-контент СМИ (18%), не особо привлекают пользователей даже в странах, где не развито пиратство. 

Отметим, что вход в систему платного сайта намного сложнее для пользователя, чем на бесплатный сайт. Ведь платная система сама по себе предполагает никому не нужную возню с электронными счетами или картами - тем более, что не во всех странах введен полностью электронный документооборот и есть мода на веб-мани. Если суммировать все вышеперечисленные минусы перехода к paywall-системе, можно смело заявлять о том, что нововведение негативно скажется на численности ее аудитории.  Это утверждение можно доказать и эмпирическим путем: посещаемость сайтов американских газет The Times и The Sunday Times снизилось до 52 тыс. посетителей (суммарная аудитория двух СМИ) в день после того, как в 2010 году они стали платными. Для сравнения: ежедневная посещаемость бесплатных Guardian и Observer составляет до 1,4 млн посетителей (у каждого по отдельности).

СМИ СНГ не готовы

Модель платных СМИ не подходит для интернет-СМИ СНГ. Менталитет отечественных граждан сильно отличается от западных: в СНГ не то что за новости, но и за любые другие цифровые товары не привыкли платить. Единственным способом расстаться с деньгами для отечественного пользователя являются разве что интернет-магазины. Кроме того, надо понимать, что платная модель отечественных СМИ будет работать (если и будет) только для узкоспециализированных СМИ, прочитать статьи которых захотят все специалисты, но никто из них не станет платить деньги за новости общего характера. Также система paywall актуальна для СМИ, занимающих доминирующие позиции: только лидер рынка может позволить себе закрыть свои материалы и быть уверенным, что аудитория его не покинет, а, более того, будет платить за контент. Новичок же, который не заработал еще авторитета и имени, никому не нужен со своим платным контентом.

Напомним: в Рунете существует лишь два платных СМИ. Один из них - журнал «Эксперт», который предлагает статьи бесплатно, и пользователям придется платить лишь за PDF-версию журнала и дополнительные материалы. «Ведомости» же пошли дальше и ограничили весь бесплатный контент, но, как считают другие руководители СМИ, этот шаг был слишком поспешным и они рискуют потерять большую часть своей аудитории. Отметим, что месячная аудитория «Ведомостей» превышает 4 млн посетителей.

В целом - переход на платную основу будет оправдан только лет через пять, а на сегодня больший доход все равно приносит реклама. К примеру, по данным Финансового калькулятора Рунета "Kej", годовой доход «Эксперта» равен 2,64 млн долларов, что на 2 млн меньше, чем у «Ведомостей» (4,62 млн долларов).

В Казахстане же появление платных интернет-СМИ, скорее всего, не ожидается, как не ожидается и огромного притока новых (пусть и бесплатных) новостных порталов. «У нас нет рекламы в Интернете, компании в основном дают рекламу на ТВ, радио и в газеты», - сообщает изданию ExpertOnline.kz (журнал «Эксперт Казахстан») председатель правления Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев. Кроме того, аудитория отечественных интернет-СМИ - непостоянная и не столь значительная, как в Рунете.

Просматриваемых отечественных СМИ, по мнению Сейтказы Матаева, три-четыре, а все остальное - нелепая накрутка. Никакая статистика и никакие псевдоисследования не изменят печальную реальность: мало качественного контента, за который не жалко было бы платить. И маловероятно, что казахстанцы станут платить за местный контент. «Никто не будет платить, о чем вы? У людей больное воображение, если они считают, что можно сделать платный доступ к местным порталам. Людей можно заставить пользоваться местными (платными – «Эксперт Казахстан») онлайн-СМИ, только если закрыть доступ к другим сегментам. Потребители уйдут в Рунет», - считает наш собеседник. Кроме того, есть еще один минус: поисковики не индексируют материалы платных интернет-СМИ, а значит - их популярность расти не будет.

Сейчас в Казахстане за предоставляемую информацию в Интернете доход получают только подписные агентства, которых у нас всего два – Интерфакс и КазТАГ. Остальным же приходится выживать за счет денег от традиционных СМИ, инвесторов или спонсоров, поэтому платная подписка пришлась бы кстати, но, увы, она невозможна в наших реалиях.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом