Дороги, которые не выбираем

Анализ Института политических решений Казахстана, выявивший нецелесообразность строительства скоростной железной дороги (СЖД) Астана - Алматы в очередной раз ставит вопрос о состоянии железнодорожной отрасли и о том, какие проблемы могут возникнуть в связи с реализацией этого проекта.

Дороги, которые не выбираем

ExpertOnline.kz (журнал «Эксперт Казахстан») попросил аналитика института Вячеслава Плошая рассказать о проблемах, сопряженных со строительством СЖД.

- Решение о строительстве дороги продиктовано политическими  или экономическими мотивами? 

- Это однозначно политические мотивы. Правительство Казахстана укрепляет имидж динамично развивающейся страны, не боящейся ставить перед собой амбициозные цели, реализация которых часто происходит в ущерб экономической целесообразности. Таким образом, возведение СЖД – имиджевый момент, призванный подчеркнуть перед иностранными гостями ЭКСПО-2017 инфраструктурную развитость нашей республики.

- Какие проблемы  в связи со строительством дороги можно в целом выделить в железнодорожной отрасли РК?

 –Неконкурентные услуги, нехватка подвижного состава, высокая степень износа материальных активов - свыше 70%, проблемы с сохранностью грузов при транспортировке, некачественный ремонт с использованием контрафактных запчастей, неполное покрытие дорожной сети электротягой.  В свою очередь, скоростная железная дорога потребует квалифицированного персонала – как технических специалистов, так и профессионалов-железнодорожников в управленческом аппарате среднего и высшего звена.

- Почему средняя скорость движения на казахстанских железных дорогах крайне мала?

 – Ранее аналитики ИПР отмечали, что, во-первых, сильно изношены конструкции путей. Ремонт проводится с использованием устаревших технологий. Недостаточное инвестирование отрасли приводит к невыполнению нормативных ремонтов пути. Негативная динамика ремонта ведет к ускоренному износу железнодорожных путей, росту издержек и возможности аварий. Морально и физически устарели сами железнодорожные составы. Выбытие подвижного состава по сроку службы и техническому состоянию значительно опережает темпы обновления. Для поддержания имеющегося парка необходима ежегодная замена порядка 3 тысяч выбывающих из строя вагонов. В 2008 году дефицит пассажирских вагонов составлял 315 единиц, в 2009 году – 583, в 2012 году уже 920 единиц. Дефицит подвижного грузового состава превышает 20 тысяч вагонов.

-Не повредит ли реализации проекта по строительству скоростной железной дороги Астана - Алматы то, что она возводится в сжатые сроки, к ЭКСПО-2017?

– Первоначально планировалось, что строить скоростную железную дорогу будет китайская строительная компания, однако потом без каких-либо объяснений права на реализацию проекта передали французской SYSTRA. Скорее всего, казахстанское руководство, учитывая сжатые сроки и качество строительства, приняло решение обратиться к европейцам. У SYSTRA колоссальный опыт и хорошая репутация,  список выполненных компанией сложнейших в инженерно-техническом плане объектов по всему миру не оставляет сомнений в соблюдении всех нормативов безопасности.

- Одним из пунктов строительства является возведение моста на озере Балхаш. Экологическая обстановка в районе озера становится все хуже; каким может оказаться ущерб для экосистемы региона от строительства?

–Обширные строительные работы негативно скажутся на популяции рыбы. Необходимо принять во внимание, что для многих балхашских жителей промышленная заготовка рыбы является единственным источником дохода. Таким образом, средств для жизни неизбежно лишится часть местных жителей.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом