Пошли по кривой дорожке

Проект строительства скоростной железной дороги (СЖД) Астана - Алматы продолжает вызывать массу споров среди специалистов. Власти до сих пор не могут обосновать ее экономическую эффективность и ответить на вопросы экологов, возникающие в связи со строительством. Напомним, что исполнителем проекта назначена французская инженерная компания SYSTRA

Пошли по кривой дорожке

Институт политических решений Казахстана оценил риски от реализации проекта. Согласно его рекомендациям, несмотря на то, что политическое решение о строительстве СЖД принято, правительству еще не поздно провести дополнительную оценку перспективности выбора маршрута и объемов пассажиропотока. Специалисты отмечают, что  сегодня средняя скорость движения поездов на казахстанских железных дорогах составляет 50 км/ч.

К примеру, в России этот показатель равен 70 км/ч, в Китае – 90 км/ч. В  Казахстане населенные пункты значительно удалены друг от друга, поэтому скорость передвижения составов становится ключевым вопросом внутренней и транзитной логистики. Напомним: французским подрядчикам необходимо провести дорогу Астана - Алматы к весне 2017 года, чтобы успеть к началу ЭКСПО-2017. По расчетам специалистов, общая длина двухпутного участка составит 1050 километров.  В рамках этого проекта предстоит построить новый вокзал в Астане, а также пассажирские терминалы на промежуточных станциях в городах Караганда и Балхаш.

В Алматы планируется масштабная реконструкция  местного вокзала. Главной инфраструктурной инновацией проекта  называют строительство моста через озеро Балхаш. Местом его прохождения может стать пролив Узынарал, разделяющий озеро на пресную и соленую части. Сейчас железная дорога Алматы - Астана имеет протяженность 1241 км. Постройка моста через озеро даст выигрыш в 191 км. Для высокотехнологичного поезда, двигающегося со скоростью 250 км/ч, преодоление этого расстояния займет всего 40 минут, увеличив время в пути с 4 до 5 часов.

Любые дороги дороги

Вызывает вопросы экономическая целесообразность строительства инженерного сооружения в погоне за небольшим сокращением времени. Видимо, для казахстанских заказчиков имиджевый момент создания грандиозного сооружения важнее нерациональных дополнительных затрат. При этом сегодня уже очевидно, что строительство моста через Балхаш нанесет серьезный ущерб флоре и фауне озера. Об ухудшающейся экологической ситуации в этом регионе мы уже писали (см. статью Балхаш преткновения), и вполне вероятно, что еще один мегапроект просто добьет экосистему озера. Скоростной поезд, доставляющий людей к заданной точке близ водоема, по выводам аналитиков ИПР, не сможет эффективно конкурировать с автотранспортом. 

Важным вопросом остается и распределение пассажиропотока после ввода в действие железной дороги.  Согласно информации  АО «Казахстан Темир Жолы», сооружение СЖД увеличит пассажиропоток на высокоскоростной линии до 5 млн человек в год, в том числе за счет привлечения пассажиров с других видов транспорта.

Эксперты Института политических решений напоминают: необходимо понимать, что железнодорожный транспорт и авиаперелеты - это два отдельных транспортных сегмента, отличающихся не только по скорости передвижения, но и по цене билетов. Сегодня они практически не создают друг другу конкуренции. 

А скоростная дорога Астана - Алматы сможет соперничать по оперативности с национальным авиаперевозчиком «Эйр Астана». Сейчас 80-минутный авиаперелет за счет  различных процедур и получения багажа превращается в почти 4-часовые мытарства, тогда как переезд на СЖД займет не более 4-5 часов - практически одинаково с воздушным перелетом.

При столь колоссальных средствах, которые государство вкладывает в строительство дороги, можно предположить, что стоимость железнодорожных билетов вплотную приблизится к цене авиаперелета - для обеспечения рентабельности инвестиций. Тогда национальный авиаперевозчик, чтобы компенсировать отток пассажиров, вынужден будет снижать цены. Это сделает проблемным достижение заявленного пассажиропотока, а следовательно - и инвестиционной окупаемости дороги.

Еще одним конкурентом СЖД является автомобильный транспорт. Хотя время в пути на нем существенно уступает СЖД, но дает существенный выигрыш в стоимости поездки, отсекая от СЖД эконом-класс потребителей.

Автосообщение обеспечивает гибкость выбора маршрутов, что крайне важно для туристов. Сегодня специалисты для минимизации рисков от строительства спорной железной дороги предлагают развивать прибалхашскую рекреационную систему;  управление, эксплуатацию и надзор за безопасностью на СЖД необходимо осуществлять по зарубежным стандартам, потребуется также профессиональная переподготовка сотрудников железной дороги по абсолютно новым стандартам.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики