Разговорчики в струю

Состоявшееся на прошлой неделе общение президента с представителями бизнеса выявило одну характерную тенденцию: предприниматели готовы соглашаться с любыми требованиями власти и говорить с ней на одном языке, даже если в корне не согласны с позицией Акорды.

Адиль Нурмаков
Адиль Нурмаков

Эксперты отметили, что никто из предпринимателей не смог возразить властям, хотя, к примеру, продолжающееся повышение тарифов на электроэнергию будет бить как по карманам рядовых потребителей, так и по интересам бизнес-сообщества в целом.  ExpertOnline.kz (журнал «Эксперт Казахстан»)  попросил Адиля Нурмакова,  кандидата политических наук, автора проекта Blogbasta, прокомментировать недавнюю встречу президента с деловыми людьми и спросил, почему предприниматели готовы соглашаться с любыми предложениями власти.

- На встрече президент говорил о необходимости защиты бизнеса от беспредела монополистов. Каковы механизмы этой защиты, начнет ли государство реализовывать эти принципы или это очередная декларация?

- Насколько я понял, речь шла о чисто технических, процедурных вопросах по поводу затрудненного доступа бизнеса к услугам естественных монополистов. То есть, это то, что решается, возможно, даже не на законодательном уровне, а нормативными актами на уровне правил, приказов и постановлений - тихо и без лишнего пиар-шума. Однако в дальнейшем президент озвучил карт-бланш естественным монополистам на повышение тарифов - и тут случился когнитивный диссонанс

Желание заставить потребителей экономить электроэнергию путем повышения тарифов - это миф и заблуждение. Экономия и ресурсосбережение - это, прежде всего, государственные инвестиции в инфраструктуру и технологии, либо льготы для поставщиков услуг, хотя здесь необходимое условие - конкуренция между ними, а не монополизм, которая стимулировали бы их на такую модернизацию. В конце концов, часто экономия зависит не от конечного пользователя, а от самих компаний, естественных монополистов.  Даже если конечный пользователь старается потреблять меньше, монополист будет заинтересован в сохранении своих доходов и  продолжит повышать тарифы.

- Президент возмутился нерациональным расходованием денежных средств, приведя в пример помпезную школу в Шымкенте, больше похожую на дворец. Где недорабатывают контролеры: на местном уровне, или изначально система отслеживания за рациональным использованием выделяемых государством средств несовершенна, и как это можно изменить?

- Контролеры недорабатывают на всех уровнях, коррупционные механизмы и соображения стали определяющим фактором в расходовании государственных

средств и реализации государственных программ, направленных на развитие человеческого капитала. Об этом говорят и разрушения домов, построенных по программе социального жилья в Петропавловске и Караганде - и это только те случаи, которые попали в новости! Об этом же говорят и сотни уголовных дел, возбужденных органами прокуратуры и финансовой полицией по ходу реализации госпрограммы "100 школ и 100 больниц".  Десятки из этих объектов, каждый стоимостью до миллиарда тенге, вскоре после подписания актов приемки теми самыми контролирующими органами и ответственными лицами, оказываются в аварийном состоянии, непригодном для эксплуатации. Так что я бы еще посмотрел, что случится с этим шымкентским "школой-дворцом" через пару лет.

- Как Вы оцениваете инициативу по созданию Национальной экономической палаты Казахстана. Государство усиливает контроль над бизнесом или стремится ему помочь?

-  Скорее - как попытку усиления контроля, на это указывает обязательный характер членства в палате. Это означает, что альтернативных ей палат или ассоциаций быть не должно, а значит - плюрализм, критика и потенциал обсуждений в процессе принятия решений, касающихся бизнеса, на государственном уровне минимизируются.

Патернализм приходит в сферу предпринимательства. Помогать бизнесу можно иначе – и правительство в последние годы старалось, например, уменьшить административные барьеры и разрешительные процедуры, связанные с ведением бизнеса. А сгон всех субъектов рынка в один "колхоз", скорее всего, означает консолидацию административного ресурса для облегчения контроля над членами Палаты и их потенциальной мобилизации к обслуживанию политических кампаний.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее