Тяжелая обязанность

Странам G20 на предстоящем саммите будет рекомендовано снизить уровень госдолга до 90% ВВП. Европа, «погоревшая» на этой проблеме, считает необходимым более радикальное снижение показателя, однако некоторым странам и такой отметки достичь будет крайне непросто

Тяжелая обязанность

Финансовые лидеры 20 крупнейших экономик мира рассмотрят на предстоящем саммите в Вашингтоне предложение сократить их государственный долг в долгосрочной перспективе до уровней ниже 90% от валового внутреннего продукта (ВВП). Об этом сообщает Reuters со ссылкой на документы, подготовленные к встрече.

Предложение, подготовленное сопредседателями рабочей группы G20 по выработке способов для стимуляции экономического роста, является результатом договоренностей лидеров стран G20, достигнутых в июне прошлого года, и ставит перед странами, входящими в группу, амбициозные цели по сокращению государственной задолженности до 2016 года. "Мы полагаем, что предложения сопредседателей по налоговой политике станут хорошим началом для дискуссии, – говорится в документе. – Страны с развитой экономикой G20 должны придерживаться общих планов сокращения задолженности, включая фискальные изменения, которые указывают на четкий и надежный путь снижения общего уровня государственного долга".

Стоит, однако, напомнить, что Европейский союз, который сейчас находится в кризисе, в том числе из-за высокого уровня госдолга отдельных стран, в него входящих, устанавливает более амбициозный потолок госдолга – в размере 60% от ВВП для 27 стран-членов. "Наш опыт работы с ... 60% от ВВП показывает важность более низких долговых уровней. Такой долг необходим в сочетании с мерами фискальной консолидации, которые должны быть тщательно продуманы, чтобы поддержать экономическое восстановление", – полагают представители ЕС.

Таких целей евросоюзу достичь будет несколько проще, чем другим странам: его коэффициент долга сейчас составляет около 90%. У Соединенных Штатов он достигает 105%. Но это может оказаться невозможным для таких стран, как Япония, где госдолги значительно - выше 200%. Чтобы победить дефляцию и медленный экономический рост, Банк Японии инициировал интенсивные вливания ликвидности в экономику при помощи скупки государственных облигаций с рынка. Эти вливания, в том числе, осуществляются за счет увеличения уровня госдолга страны.

Вообще же после 2008 года многие страны G20 пытались стимулировать свои экономики, находящиеся в рецессии, фискальными методами, напоминает ведущий аналитик МФЦ Артур Копышев. А из-за того, что налоговые доходы сокращались, не оставалось другого источника финансирования увеличенных госрасходов, кроме как через размещение гособлигаций, то есть через рост госдолга. В итоге мы видим, к чему это привело: Греция оказалась фактически банкротом, Италия сильно зависима от уровня процентных ставок по госдолгу и так далее. Логично, что сейчас многие страны озабочены тем, как привести состояние дефицита бюджета, уровня госдолга к устойчивому состоянию. В частности, на встрече таких групп, как G20, G7(G8), тема оздоровления фискальной системы поднимается регулярно. Причем, как мы видим, многие страны активно решают проблему. Наиболее же показателен пример США. Благодаря росту налогов на богатых и сокращению расходов (во время решения проблемы фискального обрыва в декабре), а также в результате так называемого секвестра (в 1 квартале 2013) дефицит бюджета за следующие 10 лет будет сокращен на более чем 4 трлн долл.

Европа, пока позиции как Германии в европейской политике, так и популярность Меркель в самой ФРГ очень сильны, не сворачивает с пути фискального сжатия. Таким образом, перспектива снижения уровня госдолга в Европе в среднесрочной перспективе вполне возможна, полагает эксперт. В то же время ряд стран будут увеличивать уровень своего госдолга. Для Японии, уровень госдолга которой составляет 220% от ВВП, ключевой проблемой является продолжающаяся в стране на протяжении более 20 лет рецессия. И, по всей видимости, дело не ограничится только монетарным стимулированием и институциональными преобразованиями. Можно ожидать, что новый премьер-министр Синдзо Абэ будет использовать и стимулирующие фискальные меры; таким образом, уровень госдолга Японии вряд ли будет иметь тенденции к снижению.

В целом высокие государственные долги развитых экономик обусловлены совпадением двух факторов, объясняет начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК «Солид» Михаил Королюк. Первый - появление значительных капиталов в развивающихся странах и отсутствие, в силу ряда структурных проблем, их полного инвестирования в этих странах. Причин несколько: нехватка управленцев, несовершенство защиты собственности, коррупция, высокая инфляция и т.д. Возникает отток капитала в развитые страны. Второй заключается в том, что развитые страны не успели адаптироваться к снижению темпов роста ВВП до уровня, сопоставимого, а порой и ниже темпов прироста населения. При достижении паритета этих двух показателей размер ВВП на душу населения перестает расти, благосостояние начинает стагнировать, что размывает политическую поддержку истеблишмента. В условиях доступности дешевых кредитных ресурсов, поступающих из развивающихся стран, возникает непреодолимый соблазн стимулировать экономику за счет кредитования. По мере выравнивания экономического состояния развитых и развивающихся стран за счет догоняющей модернизации этот переток средств из развитых в развивающиеся будет мелеть, что приведет к снижению потребления кредита в странах «запада».

Что же касается предложений по сокращению госдолга, которое предстоит обсудить G20, то о них судить рано, говорит заместитель директора по аналитике Saxo Bank в России Кирилл Самышкин, так как самого документа в открытом доступе пока нет и конкретных предложений официально не озвучено. В то же время, считает эксперт, сама по себе, инициатива по снижению долговой нагрузки на экономики стран G20 до уровня в 60% от ВВП вполне здравая, однако в силу того, что она носит рекомендательный характер, серьезных последствий иметь не будет. Что касается мнения о высоком уровне отношения госдолга к ВВП как  одном из косвенных признаков развитой экономики – то оно спорно, и это подтверждается опытом отдельных стран.

Действительно: предложения пока что остаются лишь предложениями, ведь, как известно, предложить снизить государственный долг к 90% ВВП - еще не значит сделать это непременно, соглашается аналитик Инвесткафе Екатерина Кондрашова. Сейчас средний размер госдолга по странам еврозоны составляет 98,81% ВВП. Наибольший долг  у Греции – 170,6% ВВП, наименьший – у Нидерландов, 65,5% ВВП. Однако чем ниже будет этот уровень, тем менее реалистичным станет его достижение для стран G20 и Европы, у которых и без этого довольно много амбициозных задач и планов. Цифра 90% ВВП, скорее всего, выбрана потому, что видится как верхняя граница относительно здорового уровня показателя. Вполне вероятно, полагает она, что поначалу предложенная планка для стран G20 будет вполне приемлема. А далее - вполне вероятно, что она может быть снижена еще больше, если страны G20 придут к общему решению по поставленному вопросу.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики