Тихий захват

Машиностроителям Казахстана предстоит определить стратегию и тактику борьбы с демпингом со стороны китайских компаний

Тихий захват

Местные производители не могут противостоять этому напору: если по качеству  производимой продукции они еще могут конкурировать с бизнесменами из Поднебесной, то в ценовом сегменте проигрывают однозначно.

Генеральный директор Союза сервисных компаний («Казсервис») Дауржан Ауганбай эмоционально говорит о том, что практически все китайские компании выходят на казахстанский рынок с запредельно низкой стоимостью предоставляемых услуг. «Не секрет, что китайские компании запросто применяют демпинг, с которым сложно бороться. Такой сценарий поведения очевиден и известен. Мы часто получаем от буровиков подобную информацию», - рассказал Expertonline.kz (журнал «Эксперт Казахстан) Дауржан Айганбай.

Подобную манеру ведения бизнеса со стороны китайских компаний казахстанские СМИ, ссылаясь на различные источники в нефтегазовых компаниях, отмечают уже несколько лет. Китайские компании сначала полностью обрушивают цены, а после того, как казахстанские предприниматели, не выдержав конкуренции, уходят с рынка, поднимают стоимость своих услуг – типичный сценарий для отечественного добывающего рынка. Благодаря успешности такой модели буровые компании из Китая владеют основной долей рынка.

Впрочем, Дауржан Ауганбай уверен, что китайские компании не смогут полностью взять под свой контроль рынок буровых услуг в Казахстане: «наши компании работают в тяжелых условиях и доказывают свою конкурентноспособность». Основные параметры конкурентной борьбы – наличие современного парка буровой техники, технологий и, конечно же, цена  предоставляемых услуг.

Нефтегазовый сектор машиностроения – не единственный, где китайские компании активизируют свою работу. Немало компаний присутствует и в тяжелом машиностроении. Среди завозимого и собираемого в стране оборудования под брендом made in China – различные дробилки для горнодобывающих компаний, трубопрокатные и волочильные станы, другое оборудование и материалы,  широко применяемые в кабельной и строительной промышленности. Сценарий вхождения на рынок тот же.  «Действительно, производители из Китая часто побеждают в объявляемых в стране тендерах. Они завозят оборудование, объявляют небольшой бюджет и выигрывают. Зачастую и организаторы тендеров играют «на китайской стороне», заявляя технические требования, которые могут исполнить только китайские компании, работающие в Казахстане», рассказал нашему изданию один из топ-менеджеров крупной машиностроительной компании, пожелавший остаться неизвестным.  

Согласно законодательству, недропользователь и его подрядчики обязаны приобретать товары, работы и услуги у казахстанских производителей – при условии их соответствия требованиям проектного документа и законодательства Казахстана. «Крупные компании проводят первый этап тендеров среди казахстанских производителей только для галочки, поскольку никто не проходит. В следующем этапе к закупкам допускаются уже другие предприятия, которые в итоге и выигрывают тендер. Вся система непрозрачна, поэтому так и происходит», - рассказывает собеседник.  

Дауржан Ауганбай призывает стороны к диалогу. «Мы собираем всю информацию от членов Союза и планируем выслушать мнение самих китайских компаний. На основе полученной информации будем рассматривать пути выхода из сложившейся ситуации. В любом случае – надо обсуждать и поднимать эту проблему», - говорит он.

Статьи по теме:
Политика и экономика

Из Балкан — в степи

Казахстан и Сербия определились со сферами экономического сотрудничества

Тема недели

Сны на «подушке безопасности»

Нацфонд тратится не на развитие экономики страны, а на латание дыр в бюджете и замещение кредитов банков

Транспорт

Почему ВВП зацепился за “плюс”?

Рост экономики обеспечили налоги и сектора строительства и транспорта, растущие за счет антикризисных программ

Казахстан

Степной десант

Аэромобильные войска провели занятия по десантированию