Топливный голод

Москва готова построить вторую очередь газопровода «Ямал — Европа» по территории Белоруссии. Эта нитка вкупе с «Северным» и «Южным потоками» сведет к нулю значение Украины для экспорта российского газа в Европу

Топливный голод

Газовая напряженность на постсоветском пространстве вышла на очередной виток. Обвинив Украину в покупке российского газа из Европы по мошеннической схеме, Кремль дал «Газпрому» команду вернуться к проекту строительства второй ветки газопровода «Ямал — Европа». По нему голубое топливо поступает в восточноевропейские страны — Польшу, Словакию, Венгрию — через владения «Батьки» Лукашенко. Сейчас по трубе ежегодно прокачивается 44,5 млрд кубометров газа. Вторая ветка увеличит этот объем на 30%. По словам российского президента Владимира Путина, это повысит надежность поставок европейским партнерам.

До недавнего времени две трети экспортного газа для европейских потребителей доставлялось через территорию Украины. Это давало Киеву возможность диктовать свои условия в ответ на стремление Москвы устанавливать завышенные, по мнению украинской стороны, расценки на топливо для местных нужд. Борьба за газовый вентиль шла с переменным успехом. Не добившись от Киева согласия на приобретение украинской газотранспортной системы, «Газпром» окончательно сделал ставку на обходные пути. Глава газового монополиста Алексей Миллер тогда бросил знаменитую фразу о том, что если украинская ГТС является историческим достоянием, то «ее место в музее». 

Терпение Кремля окончательно лопнуло после того, как стало известно о реверсных поставках газа на Украину из европейских стран. В «Газпроме» подозревают, что такая схема является мошеннической: российский газ проходит через счетчик на границе с Европой и тут же втягивается обратно на Украину как топливо, купленное на иностранном рынке по спотовым ценам (день в день). Фактически газ отбирается из трубы во время транзита, а реверсные поставки осуществляются лишь на бумаге. Однако Киев утверждает, что все делает по закону. В итоге, рассердившись на украинцев, россияне решили вовсе оставить их без газа.

Введение в строй двух ниток газопровода «Северный поток» и активные работы по прокладке «Южного потока» (трубопроводов, по которым газ идет в Европу, минуя Украину) продемонстрировали решительные намерения вывести Киев из числа газовых посредников. Последний гвоздь в крышку гроба украинской транзитной системы «Газпром» собирается вбить, построив газопровод «Ямал — Европа - 2». Его планируют ввести в эксплуатацию в 2018–2019 годах. Двумя годами ранее запустят «Южный поток». После этого в услугах Киева Москва больше нуждаться не будет. Для экономики Украины, у которой плата за транзит является существенным источником пополнения бюджета, это станет настоящим ударом.

Сейчас Россия поставляет в Европу порядка 150 млрд кубометров голубого топлива в год. Две ветки «Северного потока» позволяют прокачивать 55 млрд кубов, мощность «Южного потока» составит 63 млрд, через Белоруссию пойдет около 60 млрд. Так что для Украины перспектива остаться без транзита принимает реальные очертания даже с учетом планируемого наращивания объемов поставок.

На примере Белоруссии украинцам был явлен пример того, как должен вести себя «послушный» партнер. Уступив российской стороне собственную ГТС, Минск в качестве поощрения получил возможность больше зарабатывать на транзите газа. В недавнем разговоре с Путиным Миллер отметил, что экспорт топлива через белорусскую территорию является самым экономически эффективным, а потому прокладывать там еще одну трубу сам Бог велел. 

Работы по модернизации белорусского газового хозяйства планируется начать уже в этом году. На эти цели «Газпром» готов выделить 2 млрд долларов. Пропускная способность имеющейся линии будет увеличена, компрессорные станции и газохранилища реконструированы, в стране появится несколько газопроводов местного значения. Что касается второй очереди «Ямал — Европа», то, по словам Миллера, на корпоративном уровне с газовыми компаниями стран — конечных потребителей переговоры уже проведены. Сейчас в «Газпроме» готовят предварительное технико-экономическое обоснование проекта. Эксперты отмечают, что протянуть вторую нитку от Ямала в Европу российская сторона сможет быстро и дешево: при строительстве первой очереди был предусмотрительно оставлен задел под вторую. Линейная часть и компрессорный парк изначально рассчитаны на прокачку дополнительных объемов.

Меморандум о взаимопонимании с польской Europolgaz по поводу расширения трубопровода «Ямал — Европа» будет подписан в ближайшие дни. Для правительства Польши инициатива «Газпрома» стала неожиданностью. Ее восприняли как элемент политического торга с Украиной, в котором Варшава принимать участия не хочет. Тем не менее польский вице-премьер Януш Пехочиньский признал, что проект польской стороне интересен и выгоден.

Примечательно, что на бирже не разделяют энтузиазма российского монополиста по поводу развития альтернативных путей транспортировки. Инвесторы видят в заявлениях «Газпрома» прежде всего борьбу Москвы за свои геополитических интересы. По их мнению, проект «Ямал — Европа — 2» с экономической точки зрения эффективным не будет. Такие настроения привели к падению котировок акций «Газпрома» на торгах в конце недели.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики