С миру по нитке

Способ сбора денег в сети Интернет шагает по миру, обходя Казнет стороной. Недавний успешный пример краудфандинга продемонстрировали энтузиасты из Голландии. Журналистский медиапроект The Correspondent, созданный и позиционирующий себя как качественное интернет-СМИ без рекламы, за восемь дней собрал более миллиона евро от читателей (около 1,3 млн долларов)

С миру по нитке

Это абсолютный рекорд краудфандинга (народного финансирования) для журналистского проекта.  Все финансирование проекта будет осуществляться исключительно за счет денег читателей – краудфандинга и платной годовой подписки, которая обойдется им в 60 евро. На момент написания статьи подписку на ресурс оформили более 17,3 тыс. человек, а сбор денег на запуск проекта (намеченный на сентябрь текущего года – «Эксперт Казахстан») продолжится еще в течение 12 дней.

«Удивительно видеть, как много людей готовы подписаться на качественную журналистику в Интернете, - признается один из основателей проекта, бывший главный редактор молодежной ежедневной газеты NRC Next Роб Вейнберг. - И не только подписаться: они готовы за это заплатить. Мы не предвидели такой энтузиазм вокруг проекта».

Как признался партнер Вейнберга, небезызвестный Харалд Дюннинк, который в свое время создал амстердамское агентство цифрового дизайна Momkai, они намерены сделать из The Correspondent новую онлайновую платформу качественной журналистики с углубленным анализом новостей. Кроме того, авторы подготовили специальный манифест своего творения.

Голландский пример сбора денег на запуск и поддержание проекта - не единственный случай, когда заинтересованные массы вкладывают деньги в новые проекты в Интернете. Однако язык не поворачивается назвать краудфаундинг новым явлением. Принцип финансирования - не новый: достаточно вспомнить поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», когда крестьянин Ермил Гирин, бросив один лишь клич на рынке, сразу же набрал необходимую сумму для выкупа своей мельницы у купца Алтынникова. Но современные технологии придали «меценатству» невиданный до сих пор размах. К примеру, если раньше необходимую для начала бизнеса сумму в основном брали у знакомых, то сегодня благодаря Интернету деньги на старт оригинальной бизнес-идеи можно получить от огромного количества незнакомых вам людей.

Сейчас в мире, согласно данным аналитической компании Crowdsourcing, действует около 452 площадок по сбору средств. Большинство из них находятся в доменной зоне Северной Америки и Западной Европы.

В последнее время, как отмечают в компании Crowdsourcing, также наблюдается рост популярности подобных сайтов, и не исключено, что в текущем году их количество увеличится вдвое.

Вместе эти платформы собрали порядка 2,8 млрд долларов и успешно профинансировали около 2 млн кампании в 2012 году.

Пожалуй, самой известной краудфандинг-платформой в мире является американский портал Kickstarter, который в ноябре прошлого года «открыл филиал» в Великобритании. Всего за месяц работы английского сервиса компании удалось собрать 3,3 млн долларов для поддержки проектов, предложенных жителями туманного Альбиона. За это время запущено более 400 проектов, из которых 30 уже успешно профинансированы и стартовали. В сборе средств участвовали практически 46 тыс. человек, проживающих в разных странах мира.

Если Kickstarter будет столь же успешно развивать свою деятельность на рынках Европы и Азии, то у компании есть все шансы стать мировым лидером в своем направлении. Только за 2012 год сайт Kickstarter собрал около 320 млн долларов для более 27 тыс. проектов, что на 221% больше показателей предыдущего года. За все время своего существования платформа профинансировала более 80 тыс. проектов.

Возможно, прихода именного такого сервиса в Казахстан ждет Казнет, в котором до сих пор не появилось ни одного подобного, действительно работающего портала. В то же время в соседнем Рунете все чаще стали появляться подобные площадки. Всего, начиная с 2008 года, в России открыто около 30 подобных сервисов, и их количество продолжает расти. Это - несмотря на то, что многие из них успели закрыться, в основном - из-за неспособности приносить серьезные деньги и различных конфликтов между владельцами сайтов и стартаперами.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики