Пока для галочки

KPMG провела обзорное исследование о влиянии принятых более года назад новых правил в сфере трансфертного ценообразования на крупнейшие российские и международные компании нефтегазового сектора, работающие в России. Аналогичные законодательные нормы в Казахстане, по мнению экспертов, все еще пробуксовывают

Пока для галочки

В исследовании KPMG «Законодательство о трансфертном ценообразовании: исследование ситуации с развитием практики соблюдения компаниями нефтегазового сектора новых требований налогового кодекса РФ в части контроля уровня цен» отмечается, что половина респондентов подтвердили - в их компаниях после принятия профильных законов началась масштабная реорганизация. «Новые правила оказали значительное влияние на бизнес, у компаний появились иные задачи. Помимо традиционного выявления контролируемых сделок, проведения функционального анализа, определения метода ценообразования  компании озадачены управлением выявленными налоговыми рисками и подготовкой уведомлений и документации по контролируемым сделкам»,- комментирует партнер и руководитель группы по транcфертному ценообразованию Наталья Вальковская.

«Мы видим, что 90%  опрошенных компаний остро ощущают нехватку людских ресурсов в связи с выросшим объемом задач, и самый трудоемкий сегмент работы – статистическое исследование – подавляющее большинство респондентов предпочитают отдавать на аутсорсинг», - отметил партнер департамента налогового и юридического консультирования KPMG в России и СНГ Сергей Щелкалин.

В Казахстане подобный  закон принят в 2008 году. Он определяет понятие  «трансфертная цена»  как право осуществления контроля над сделками между независимыми сторонами. Между тем эксперты отмечают, что  определение связанности сторон, принятое в казахстанском законе существенно отличается от международной практики. Это в свою очередь приводит к тому, что сделки между независимыми сторонами  начинают квалифицироваться как сделки между связанными сторонами.

Сравнить реакции

Проводя аналогию между казахстанским и российским законами по трансфертному ценообразованию, специалисты приходят к выводу, что сам факт их принятия оказался важен для обоих государств, хотя Россия готовилась крайне долго. Но то, что некоторые положения не соответствуют международным принципам мешает реализации законов на практике.

«Результаты исследования довольно познавательны для понимания того, как российские нефтегазовые компании отреагировали на принятое один год назад законодательство.  Это важно для сравнения полученной информации с той реакцией, которую мы наблюдали в Казахстане на подобное казахстанское законодательство несколько лет назад», - говорит партнер департамента налогового и юридического консультирования KPMG в Казахстане Рустем Садыков. Он также отмечает, что в обеих странах нефтегазовый сектор представляет, пожалуй, наибольший интерес для фискальных органов с точки зрения контроля над потенциальным применением трансфертных цен. Поэтому представленная в исследовании информация по российскому рынку будет, по его мнению, интересна и многим казахстанским налогоплательщикам.

На запрос ExpertOnline.kz (Журнал “Эксперт-Казахстан”) в представительстве KPMG в Алматы отметили, что отдельного исследования по  трансфертному ценообразованию в Казахстане не проводилось, а был лишь осуществлен сравнительный анализ с Россией.

Гладко только на бумаге

Вместе с тем многие эксперты отмечают существенные недоработки как в казахстанской, так и в российской версии закона. Еще год назад вице-президент Палаты налоговых консультантов Казахстана Алмас Накипов обращал внимание на тот факт, что рекомендации ООН предусматривают наложение запрета на использование секретной информации и информации, недоступной для налогоплательщиков со стороны налоговых органов при определении трансфертных цен. Такое же положение действует, кстати, и в России. В казахстанском законе эти положения отсутствуют. Накипов отмечает, что это дает право налоговым органам использовать некорректную информацию при определении трансфертных цен, что приводит к несправедливым доначислениям налогов.

Кроме того, Казахстан должен приводить законодательство о трансфертном ценообразовании к международным стандартам и в части исключения двойного налогообложения международных сделок. Как подчеркивает Алмас Накипов, различия в применении казахстанских положений по трансфертному ценообразованию с международными стандартами существуют и по таким вопросам, как определение сопоставимости цен, котировального периода, порядка применения методов трансфертного ценообразования и по многим другим вопросам. Поэтому, несмотря на то, что и в России, и в Казахстане принято законодательство о трансфертном ценообразовании, сама система работы осталась прежней. То есть в новую форму просто залили старое содержание.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?