Структурное давление

Агентство Moody's заявило, что суверенные рейтинги стран, входящих в СНГ, остаются под давлением из-за сохраняющихся структурных экономических проблем. Казахстан занимает особое место среди стран региона и на общем фоне, признают эксперты, выглядит очень перспективно

Структурное давление

Суверенные рейтинги стран, входящих в Содружество Независимых Государств (СНГ), остаются под давлением из-за сохраняющихся структурных проблем экономики - таких, как недостаток экономической диверсификации и слабость различных институтов, - но также имеют ограниченные риски ухудшения в 2013 году, говорится в новом обзоре Mоody's Investors Service под названием Moody's: Structural challenges overshadow relatively healthy fiscal stance in the CIS, constraining ratings levels.         

Это находит отражение в стабильных рейтингах и прогнозах для большинства стран региона СНГ, за исключением рейтинга B3 у Белоруссии и Украины, которые сталкиваются с повышенными рисками, отраженными в негативных прогнозах по рейтингам названных стран. В докладе отмечается, что экономическое развитие стран СНГ находится в зоне риска из-за ситуации в ЕС и волатильности цен на сырьевые товары, однако практически все они имеют различные индивидуальные способы защиты от негативного развития событий, что и обеспечивает относительно большой спектр их рейтингов (от B3 до Baa1).

Moody's ожидает, что экономический рост в регионе СНГ несколько ускорится в 2013 году, отражая постепенное укрепление перспектив роста экономик, входящих в G-20, сохранение высоких цен на сырьевые товары, а также более или менее неизменный рост ВВП в ЕС. Однако экономический подъем в регионе СНГ будет оставаться ниже докризисного  из-за низкой диверсификации экономики и высокой зависимости от внешних событий.

Суверенные кредитные рейтинги стран СНГ будут по-прежнему ограничиваться устойчиво низкой институциональной силой этих стран, что может быть преодолено при помощи мер по укреплению законности, эффективности государственного управления и борьбы с коррупцией. Эта слабость, в свою очередь, отрицательно сказывается на деловом и инвестиционном климате в большинстве стран СНГ. В то время как совершенствование законодательства, введение ряда правил и положений может быть официально закреплено законодательно в краткосрочной и среднесрочной перспективе, фактическое их выполнение потребует многих лет, полагают в агентстве.

Сокращение бюджетного дефицита в сочетании с низкими или умеренными уровнями государственного долга к ВВП и высокой долговой доступности предполагают довольно здоровые фискальные перспективы этих стран по сравнению с их рейтингам. Однако в Армении, Белоруссии и на Украине отношение долга к ВВП значительно увеличилось по сравнению с докризисным уровнем, что нашло отражение в "негативном " прогнозе по их суверенным рейтингам.

Moody's отмечает, что источники финансирования бюджета и дефицита текущего счета у неинвестиционного класса стран СНГ по-прежнему вызывают беспокойство - учитывая, что они не имеют финансового буфера и зависят от доступа к рынку и/или международной поддержки. Ухудшение ситуации с внешней ликвидностью является ключевым кредитным риском в Украине и Белоруссии - тем более, что ни одной из них не удалось согласовать программу кредитования с МВФ.

Между тем восприимчивость к риску в большинстве стран СНГ оценивается как умеренная или низкая. Риски для стран региона в основном связаны с конкретной ситуацией в конкретной стране - ее внутренними и внешними политическими проблемами, зависимостью от сырьевых товаров, а также высокой долларизацией банковского сектора.

Когда мы говорим о суверенных рейтингах, прежде всего подразумеваем два аспекта: это доверие мировых инвесторов и устойчивость экономики, напоминает эксперт БКС Эксперт Богдан Зыков. У стран СНГ пока что есть объективные сложности и с тем, и с другим. Действительно: диверсификация экономики того же Казахстана все еще довольно низкая, развитие инноваций, наукоемких производств идет очень медленными темпами, отсюда – зависимость от мировых цен на энергоносители. Второй момент, сдерживающий рост суверенных рейтингов постсоветских республик, – слабая развитость национальных финансовых рынков, что обусловлено как их исторической молодостью, так и значительным, порой неоправданно высоким, участием государства в экономических процессах. Третий фактор – инвестиционный климат, который необходимо улучшать всем странам-участникам СНГ. Чем комфортнее будет чувствовать себя бизнес, чем меньше ему придется сталкиваться с коррупционными, административными, монопольными рисками, тем быстрее будет расти доверие инвесторов и происходить приток инвестиций и новых технологий. Что касается Таможенного союза, то он, безусловно, служит взаимным интересам его участников, позволяет ускорять развитие в различных отраслях, то есть в некоторой степени способствует развитию диверсификации, но этот фактор носит, скорее, косвенный, опосредованный характер.

Таможенный союз отчасти может решить проблему экономической диверсификации, но основные проблемы все же - внутри стран, входящих в него, полагает управляющий активами TNO Capital Александра Лозовая. Если, например, машиностроение и технологии одной из стран-участниц Союза смогут составить конкуренцию внешним странам по качеству и цене, то, естественно, это сформирует рынок такой продукции внутри Союза. Но, как показывает практика, доходы от торговли внутри Таможенного союза не идут ни в какое сравнение с доходами, получаемыми от сырьевого экспорта. Для изменения существующей ситуации необходимы структурные преобразования экономических и политических моделей, инвестиции и внедрение прогрессивных методов ведения производства. Такие преобразования обычно занимают не один год, а в особо запущенных случаях - десятки лет.

 

Впрочем, глупо сваливать все страны СНГ в одну кучу, считает старший аналитик ИФК «Солид» Артур Ахметов. Гораздо логичнее делить их на те, которые зависят от России, и те, которые зависят от мировых цен на сырье. Из-за газовой монополии от России зависят все страны СНГ, которые находятся в Восточной Европе: Белоруссия, Украина и Молдавия. Что касается стран Центральной Азии, то ВВП таких стран, как Таджикистан, Киргизия, Узбекистан формируется в значительной мере за счет денежных переводов из России. Поэтому суверенные рейтинги этих стран по большей части находятся в зависимости от состояния российской экономики.

Наконец, такие страны, как Казахстан, Азербайджан, Туркменистан и в меньшей мере Узбекистан, стоят в одном ряду с Россией как экспортеры нефти и газа. Соответственно -  все они делят риски колебания мировых цен на сырьевые товары. Таким образом, все страны СНГ прямо или косвенно зависят от мировых цен на сырье и внутренних политических рисков. Что касается Казахстана, то среди стран СНГ он обладает наивысшим рейтингом (BBB+ от агентства S&P; тогда как у России – BBB). Стоимость страховки от дефолта (CDS) также невысокая – 166,6 пункта (у России – 159,2). Дефицит бюджета составлял в 2010 г. 1,08% ВВП, тогда как у России – 1,91%. Отношение госдолга к ВВП – 15,5% (у России – 11%). Таким образом, несмотря на общие региональные риски, Казахстану удалось оказаться на голову выше в глазах инвесторов.

Кризис больнее всего ударил именно по развивающимся экономикам, к которым относятся и страны СНГ. Это, увы, нормально, поскольку здесь системы еще не устоялись, государства не обладают масштабным внутренним спросом, сильно зависят от внешних рынков и в плане экспорта продукции, и в привлечении инвестиций, которых в тяжелый период всегда не хватает, говорит директор аналитического департамента Московского фондового центра Елена Чернолецкая. Кроме того, часто внешние игроки рассчитывают риски, исходя из формальных показателей; очевидно, что те же рейтинги стран СНГ хуже рейтингов, к примеру, Германии. Следовательно - и вкладывать в низкие ступени инвесторы стараются меньше.

Но и потенциал роста у развивающихся стран выше. А среди стран СНГ Казахстан действительно занимает особое место: темпы подъема здесь более-менее сбалансированы и не несут повышенных рисков. Например, рост банковского кредитования по прошлому году составил 13%, в то время как российские банки показали рост более 30%, а европейские и американские банки вообще продемонстрировали снижение. То есть - с одной стороны, Казахстан показывает позитивную динамику, с другой стороны - некоторое отставание дает ему большую стабильность в случае углубления мирового кризиса. Рост экономики на 6% за прошлый год (по официальным показателям) при сохранении инфляции в прогнозируемом русле подтверждают идею достаточной стабильности. Если Казахстан сможет сохранить такую тенденцию в течение хотя бы трех лет, он получит уверенную платформу для дальнейшего притока крупных долгосрочных инвестиций.

Экономика Казахстана на общем фоне выглядит вполне перспективно, заключает аналитик Инвесткафе Екатерина Кондрашова. Ведь здесь власти страны не только готовы проводить изменения  в лучшую сторону, но и активно привлекают иностранных инвесторов и капитал, в том числе предоставляя определенные налоговые послабления. Тем не менее- и у Казахстана есть области, где следует произвести определенные изменения. Так, например, следует реформировать принцип работы промышленных секторов, направив его на современный путь, в том числе - по производству интересных, с точки зрения спроса, продуктов и услуг.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?