Одна на всех

Президент России Владимир Путин недавно заявил о необходимости создания единого учебника по отечественной истории. В Казахстане на государственном уровне такой вопрос пока не поднимался, однако ExpertOnline.kz (Журнал “Эксперт Казахстан”) решил подумать о целесообразности подобного новшества в Казахстане

Одна на всех

История – не наука, как уверены многие, но орудие пропаганды в руках у государства, которое таким образом пытается легитимизировать свою власть, создать иллюзию единства народа через общую объединяющую все население страны национальную историю. Судя по всему, исходя из подобного представления о роли истории в политической жизни страны, Владимир Путин и заявил о том, что школьники должны изучать историю по единому учебнику, который будет лишен внутренних противоречий и двойных толкований. "Нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России создавалась единением разных народов, традиций и культур", - сказал российский президент.

Сразу после этого заявления в  России начались бурные споры о том, правильно ли создавать унифицированную историю или же нужно предоставлять школьникам весь спектр мнений о важных исторических событиях. А то, каким гипотезам верить – это дело  самих подростков, или родителей, но никак не государства. Писатель и в прошлом учитель истории Леонид Юзефович, который поддерживает идею единого учебника, убежден, что дети отлично понимают такие утверждения, как “ученые еще не пришли к окончательному выводу”. «Более того: они их увлекают, создают интригу, дают им почувствовать себя на переднем крае исторической науки. Мы сильно переоцениваем их стремление раз и навсегда поделить все в мире на черное и белое — это, скорее, взрослая потребность, чем детская”, - говорит Юзефович. Но, пожалуй, главным аргументом стало утверждение писателя, что “в наши дни вещи, способные не расколоть, а сплотить общество, по-настоящему бесценны, и хороший единый учебник истории мог бы стать одной из таких вещей”.

Критиками инициативы президента выступили известные общественные деятели России, включая Алексея Кудрина, Александра Архангельского и Николая Сванидзе, подписавших заявление Комитета Гражданских инициатив. “Только знакомство с многомерной и сложной историей формирует активного и ответственного гражданина. В противном случае история превращается в перечень фактов или в идеологическую доктрину, “героический национальный миф”, освоение которого вменяется в обязанность подданным несвободных режимов”, - говорится в этом заявлении.

Если перевести взгляд на казахстанские реалии, то понятно, что подобный вопрос также вызвал бы много споров, противоречивых мнений и, как водится, публичных писем. Президент научно-образовательного фонда “Аспандау” Канат Нуров считает, что споры в этой сфере неуместны. “Одна из системообразующих функций образования – воспроизводство общества как социальной системы. Она не может быть исполнена без национальной идеи как интегрирующего начала нашего общества, а национальная идея всегда зиждется на историческом сознании конкретно данного общества. Учебник отечественной истории, безусловно, нужен, при этом на всех уровнях и во всех сферах образования, как обязательный предмет. Иначе все наши будущие специалисты не будут считать себя членами нашего общества. А какой это будет учебник, насколько он будет научен в историческом смысле и идеологически непротиворечив в философско-нравственном смысле – это уже другой вопрос”, - говорит Нуров.

Историк, профессор КазНУ им. Аль-Фараби Лайла Ахметова, которая написала в 2010 году учебное пособие “Первые лица Казахстана в сталинскую эпоху”, убеждена, что в Казахстане необходимо создавать единый учебник истории. В Институте истории Академии Наук в конце апреля профессиональные историки будут дискутировать на эту тему. “Общий учебник написан ведь не одним человеком, а командой ученых, специализирующихся на разных исторических периодах. Ожидается, что будет несколько томов. То же касается и школьных учебников. Это необходимая вещь, потому что мифологизация истории у нас зашкаливает”, - объясняет Ахметова.

Как нужно преподавать историю: умалчивать ли какие-либо спорные факты или же, наоборот, рассказывать несколько версий? Ахметова уверена, что молодым людям нужно преподносить всю палитру мнений. “Преподаватель имеет право сказать, что существует, к примеру, пять версий, я придерживаюсь такой-то версии, но, опять же, это не значит, что теперь это аксиома”, - подытоживает Лайла Ахметова. Таким образом, в скором будущем Казахстан тоже ожидают споры по поводу того, необходим ли школьникам единый учебник. По крайней мере, в академических кругах подобный спор назревает уже давно, вопрос лишь в том, подхватят ли эту проблему политики на самом высоком уровне.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее