Одна на всех

Президент России Владимир Путин недавно заявил о необходимости создания единого учебника по отечественной истории. В Казахстане на государственном уровне такой вопрос пока не поднимался, однако ExpertOnline.kz (Журнал “Эксперт Казахстан”) решил подумать о целесообразности подобного новшества в Казахстане

Одна на всех

История – не наука, как уверены многие, но орудие пропаганды в руках у государства, которое таким образом пытается легитимизировать свою власть, создать иллюзию единства народа через общую объединяющую все население страны национальную историю. Судя по всему, исходя из подобного представления о роли истории в политической жизни страны, Владимир Путин и заявил о том, что школьники должны изучать историю по единому учебнику, который будет лишен внутренних противоречий и двойных толкований. "Нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России создавалась единением разных народов, традиций и культур", - сказал российский президент.

Сразу после этого заявления в  России начались бурные споры о том, правильно ли создавать унифицированную историю или же нужно предоставлять школьникам весь спектр мнений о важных исторических событиях. А то, каким гипотезам верить – это дело  самих подростков, или родителей, но никак не государства. Писатель и в прошлом учитель истории Леонид Юзефович, который поддерживает идею единого учебника, убежден, что дети отлично понимают такие утверждения, как “ученые еще не пришли к окончательному выводу”. «Более того: они их увлекают, создают интригу, дают им почувствовать себя на переднем крае исторической науки. Мы сильно переоцениваем их стремление раз и навсегда поделить все в мире на черное и белое — это, скорее, взрослая потребность, чем детская”, - говорит Юзефович. Но, пожалуй, главным аргументом стало утверждение писателя, что “в наши дни вещи, способные не расколоть, а сплотить общество, по-настоящему бесценны, и хороший единый учебник истории мог бы стать одной из таких вещей”.

Критиками инициативы президента выступили известные общественные деятели России, включая Алексея Кудрина, Александра Архангельского и Николая Сванидзе, подписавших заявление Комитета Гражданских инициатив. “Только знакомство с многомерной и сложной историей формирует активного и ответственного гражданина. В противном случае история превращается в перечень фактов или в идеологическую доктрину, “героический национальный миф”, освоение которого вменяется в обязанность подданным несвободных режимов”, - говорится в этом заявлении.

Если перевести взгляд на казахстанские реалии, то понятно, что подобный вопрос также вызвал бы много споров, противоречивых мнений и, как водится, публичных писем. Президент научно-образовательного фонда “Аспандау” Канат Нуров считает, что споры в этой сфере неуместны. “Одна из системообразующих функций образования – воспроизводство общества как социальной системы. Она не может быть исполнена без национальной идеи как интегрирующего начала нашего общества, а национальная идея всегда зиждется на историческом сознании конкретно данного общества. Учебник отечественной истории, безусловно, нужен, при этом на всех уровнях и во всех сферах образования, как обязательный предмет. Иначе все наши будущие специалисты не будут считать себя членами нашего общества. А какой это будет учебник, насколько он будет научен в историческом смысле и идеологически непротиворечив в философско-нравственном смысле – это уже другой вопрос”, - говорит Нуров.

Историк, профессор КазНУ им. Аль-Фараби Лайла Ахметова, которая написала в 2010 году учебное пособие “Первые лица Казахстана в сталинскую эпоху”, убеждена, что в Казахстане необходимо создавать единый учебник истории. В Институте истории Академии Наук в конце апреля профессиональные историки будут дискутировать на эту тему. “Общий учебник написан ведь не одним человеком, а командой ученых, специализирующихся на разных исторических периодах. Ожидается, что будет несколько томов. То же касается и школьных учебников. Это необходимая вещь, потому что мифологизация истории у нас зашкаливает”, - объясняет Ахметова.

Как нужно преподавать историю: умалчивать ли какие-либо спорные факты или же, наоборот, рассказывать несколько версий? Ахметова уверена, что молодым людям нужно преподносить всю палитру мнений. “Преподаватель имеет право сказать, что существует, к примеру, пять версий, я придерживаюсь такой-то версии, но, опять же, это не значит, что теперь это аксиома”, - подытоживает Лайла Ахметова. Таким образом, в скором будущем Казахстан тоже ожидают споры по поводу того, необходим ли школьникам единый учебник. По крайней мере, в академических кругах подобный спор назревает уже давно, вопрос лишь в том, подхватят ли эту проблему политики на самом высоком уровне.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики