Аркадаг нажимает на газ

Глава Туркмении Гурбанулы Бердымухамедов проявляет активную заинтересованность в поиске альтернативных газоэкспортных путей. Его очередные геополитические развороты свидетельствуют о стремлении поскорее выйти на западные рынки экспорта газа. Казахстан в свою очередь заинтересован в стабильных поставках голубого топлива в южные регионы страны, которые переходят от узбекского к туркменскому газу

 Аркадаг нажимает на газ

В июле в Туркмении приступят к добыче газа из второго по величине месторождения голубого топлива Галкыныш, расположенного на границе с Афганистаном. Оценка аудиторских компаний Gaffney, Cline & Associates показала, что запасы месторождения составляют от 13,1 до 21,2 трлн кубометров газа.

Сейчас Туркменистан поставляет газ в такие страны, как Россия, Китай и Иран.  В 2009 году Ашхабад и Пекин проложили в Китай трубопровод протяженностью 1800 км, который прошел по территории Узбекистана и Казахстана. Глава компании «Туркменгаз» Какагельды Абдуллаев отметил, что Туркменистан ежегодно поставляет в Китай свыше 20 млрд кубометров газа. В 2012 году обе страны подписали соглашение об увеличении экспортных объемов до 65 млрд кубометров газа в год. А в 2013 году Ашхабад планирует добыть 76,9 млрд кубометров и экспортировать на восток 43,9 млрд. кубометров газа.

Напомним, что весь отопительный сезон 2012-2013 года Казахстан обогревался, особенно в южных регионах страны, туркменским газом. Еще в ноябре 2012 года министр нефти и газа Сауат Мынбаев сообщал, что по узбекскому газу все больше ограничений. В этой связи был подписан протокол, согласно которому стороны договорились использовать туркменское топливо. “Мы договорились взять туркменский газ, благодаря новой трубе построена перемычка, и объем газа, который был взят из туркменского, по состоянию на 1 апреля (2012 года, прим. редакции) составил 738 миллионов кубометров. Столько мы никогда не брали. И этим же протоколом мы договорились на четвертый квартал этого года еще взять 300 миллионов кубометров. Эти вопросы решены”, - отмечал тогда Мынбаев.  

ПоТАПИть Китай

В 2012 году аналитики отметили возросшую активность Бердымухамедова по продвижению проекта ТАПИ - газопровода, который должен пройти через  Туркменистан-Афганистан-Пакистан в Индию. Против этого проекта активно выступает Россия, но его поддерживают США. Сооружение трубопровода может обойтись почти в 8 млрд долларов. Пребывая в Ашхабаде, президент Пакистана Асиф Али Зардари  особо отметил важность Туркменистана как страны-поставщика энергоресурсов, предложив в обмен предоставить транспортные коридоры и доступ к морским портам.

Китай также не в восторге от проекта ТАПИ, так как видит в нем прямого конкурента в Центральной Азии. В июне 2012 года президент Афганистана Хамид Карзай и экс-лидер Китая Ху Цзиньтао пришли к соглашению о строительстве нового трубопровода,  через север Афганистана, по территории Таджикистана в Китай.

Вместе с тем все новые пути транспортировки туркменского газа сопряжены с проблемными странами - такими, как  Афганистан и Таджикистан. Эксперты отмечают, что в Афганистане, где к власти после вывода войск НАТО могут прийти талибы, нет гарантий сохранности инфраструктуры, и прокладка трубопровода остается рискованным занятием. В Таджикистане также нестабильная политическая ситуация, существует нерешенная Бадахшанская проблема, а прокладка трубопровода в высокогорных районах страны сопряжена с экономическими издержками.  Очевидно, что новые пути транспортировки туркменского газа пока связаны со значительными рисками, поэтому необходимо укреплять и модернизировать уже действующие газопроводы, проходящие по территории Узбекистана и Казахстана. Но многие решения, принимаемые в Ашхабаде и Душанбе, продиктованы, скорее, политическими, нежели экономическими причинами.

Загазованная атмосфера

Вячеслав Мамедов, независимый  туркменский политолог, живущий в эмиграции в Голландии, сказал ExpertOnline.kz (ИД “Эксперт-Казахстан”), что Туркменистан продолжает маневрировать на газовом рынке, так как чувствует свое значительное превосходство в регионе. Вместе с тем он считает, что говорить о возможности транспортировки туркменского газа в обход Узбекистана и Казахстана преждевременно, так как Бердымухамедов ищет максимально выгодные для него условия продажи голубого топлива, но в тоже время понимает, какие риски несут предлагаемые пути его доставки.

«Туркменистан надеется продавать большую часть своих объемов природного газа,  при этом декларируя свой нейтралитет и показывая приверженность независимой политике в регионе в сфере энергетики и углеводородов. Экономика Туркменистана - сырьевая, и практически полностью зависит от экспорта природных ресурсов, что составляет 70% ВВП страны и обеспечивает стабильный приток иностранной валюты в госказну», - отметил Мамедов.

Туркменский политолог Аннанурлы Гаджиев сказал нашему изданию, что в марте 2012 года Азербайджан и Туркменистан договорились о строительстве 300-километрового Транскаспийского газопровода. Активным участником в этих процессах выступает Европейский союз, который пытается использовать еще один инструмент, чтобы  ослабить позиции России в регионе. «Прежние маршруты транспортировки туркменского газа, проходившие преимущественно через страны центральноазиатского региона под контролем России, начнут меняться в силу того, что США и ЕС предлагают Туркменистану более выгодные условия по газовым соглашениям. К тому же у Бердымухамедова появилась возможность показать свой нрав Москве, чем он, бесспорно, воспользуется. Да и Запад все меньше критикует его за авторитарный стиль правления: видимо,  сегодня углеводороды важнее для европейских политиков», - сказал Гаджиев.

Аналитики отмечают, что Ашхабад начал стремительно диверсифицировать экспорт энергоносителей, ищет альтернативные рынки и новые пути доставки.  Туркменистан уже готов ежегодно поставлять 40 млрд кубометров газа для перекачки его в Европу, а какой будет  газопровод – Трансанатолийский, «Белый поток», «Набукко» - видимо, для Бердымухамедова не столь важно. 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее