Доживем до кибер-понедельника

В магазинах США прошли финальные распродажи - так называемая “черная пятница”. Самую большую выручку, 1,04 млрд долларов, получили интернет-магазины, переплюнув розничную торговлю

Доживем до кибер-понедельника

Длинные очереди, сутки ожидания, миллиардные прибыли - так в США встретили первый день рождественских распродаж. “Черная пятница” - 2012 запомнится тем, что онлайн-продажи выросли на 26 % и впервые превысили миллиард долларов.  «Черная пятница»  устраивается после Дня благодарения (четвертый четверг ноября) и открывает финальные распродажи в магазинах США. По поводу происхождения названия существует нескольких версий. Одна из них строится на том, что люди начинают занимать очереди в магазинах задолго до рассвета, то есть затемно. Вторая версия связана с давними торговыми традициями: помечать прибыль черными чернилами, а убытки - красными. Появление интернет-магазинов значительно упростило участие в распродажах: теперь можно совершать покупки с комфортом, не выходя из дома или рабочего кабинета.

Интернет-магазины посетили 57,3 млн американцев, что на 18% больше прошлогодних показателей. На первом месте по количеству посетителей оказался онлайн -ретейлер Amazon - крупнейшая в мире торговая площадка, которая осуществляет отправку товаров по всеми миру. Второе место занял сайт розничной сети Walmart. Здесь можно найти все по самым низким ценам; правда, доставка осуществляется только в пределах США. Завершил тройку лидеров сайт магазинов бытовой техники Best Buy, где можно приобрести последние модели электроники и бытовой техники в большом ассортименте по самым демократичным ценам, но этот интернет-магазин также ориентирован исключительно на территорию США.  Возможно, именно в результате такой географической ограниченности два последних ретейлера уступили первое место по объему продаж  Amazon.

Все больше покупателей в США уходят в Интернет, предпочитая сидеть за компьютером, а не в очередях. По данным исследовательской компании comScore, с начала ноября и до Дня благодарения интернет-продажи увеличились на 16 % и достигли 13,7 млрд долларов.

За “черной пятницей” следует “киберпонедельник”. Этот термин, обозначающий первый понедельник после начала финальных распродаж, маркетологи ввели пять лет назад. Люди выходят на работу после уикенда и заказывают товары, участвующие в предрождественских скидках. Большим спросом пользуются рождественские подарки и игрушки, электроника, одежда, обувь, украшения.

По данным IBM, онлайн-продажи в “черную пятницу” выросли на 20,7 %. Данных по итогам Cyber Monday пока нет, но крупные и малые интернет-ретейлеры рассчитывали на прибыль в два миллиарда долларов.

Если у онлайн -ретейлеров доходы увеличились, то в розничных магазинах они упали. По данным исследовательской компании ShopperTrak, продажи в розничных магазинах США  снизились на 1,8 % (11,2 млрд долларов). Возможно, на малый объем продаж повлияло и то, что, как отмечают сами покупатели, в этом году ассортимент, на который предлагались скидки, был довольно бедным, да и уровень скидок ниже ожиданий.  

Хотя “черная пятница” - чисто американская традиция, но и в других развитых странах покупатели “уходят” в  Интернет. В частности, в Великобритании, по данным Бюро национальной статистики, за первое полугодие 2012 года закрылись 953 сетевых магазина (за весь прошлый год - 174). Многие сетевые ретейлеры намерены развивать онлайн-продажи.

Казахстан - в числе активных покупателей товаров с зарубежных сайтов. По данным Казкоммерцбанка, около 60% всех транзакций в Интернете приходятся на зарубежные сайты, которые продают одежду и электронику. Но наши онлайн- и розничные  магазины пока еще не готовы к такого рода мероприятиям, так так многие бренды работают  по франчайзингу и предлагают  лишь сезонные скидки. А их уровень, как и начало распродаж,  определяют директора, живущие за границей. Причем информация эта сугубо конфиденциальная: местные ретейлеры узнают о распродаже за неделю до ее начала. Все-таки, возможно, и мы когда-нибудь доживем до “черной пятницы” и кибер-понедельника.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее