Доживем до кибер-понедельника

В магазинах США прошли финальные распродажи - так называемая “черная пятница”. Самую большую выручку, 1,04 млрд долларов, получили интернет-магазины, переплюнув розничную торговлю

Доживем до кибер-понедельника

Длинные очереди, сутки ожидания, миллиардные прибыли - так в США встретили первый день рождественских распродаж. “Черная пятница” - 2012 запомнится тем, что онлайн-продажи выросли на 26 % и впервые превысили миллиард долларов.  «Черная пятница»  устраивается после Дня благодарения (четвертый четверг ноября) и открывает финальные распродажи в магазинах США. По поводу происхождения названия существует нескольких версий. Одна из них строится на том, что люди начинают занимать очереди в магазинах задолго до рассвета, то есть затемно. Вторая версия связана с давними торговыми традициями: помечать прибыль черными чернилами, а убытки - красными. Появление интернет-магазинов значительно упростило участие в распродажах: теперь можно совершать покупки с комфортом, не выходя из дома или рабочего кабинета.

Интернет-магазины посетили 57,3 млн американцев, что на 18% больше прошлогодних показателей. На первом месте по количеству посетителей оказался онлайн -ретейлер Amazon - крупнейшая в мире торговая площадка, которая осуществляет отправку товаров по всеми миру. Второе место занял сайт розничной сети Walmart. Здесь можно найти все по самым низким ценам; правда, доставка осуществляется только в пределах США. Завершил тройку лидеров сайт магазинов бытовой техники Best Buy, где можно приобрести последние модели электроники и бытовой техники в большом ассортименте по самым демократичным ценам, но этот интернет-магазин также ориентирован исключительно на территорию США.  Возможно, именно в результате такой географической ограниченности два последних ретейлера уступили первое место по объему продаж  Amazon.

Все больше покупателей в США уходят в Интернет, предпочитая сидеть за компьютером, а не в очередях. По данным исследовательской компании comScore, с начала ноября и до Дня благодарения интернет-продажи увеличились на 16 % и достигли 13,7 млрд долларов.

За “черной пятницей” следует “киберпонедельник”. Этот термин, обозначающий первый понедельник после начала финальных распродаж, маркетологи ввели пять лет назад. Люди выходят на работу после уикенда и заказывают товары, участвующие в предрождественских скидках. Большим спросом пользуются рождественские подарки и игрушки, электроника, одежда, обувь, украшения.

По данным IBM, онлайн-продажи в “черную пятницу” выросли на 20,7 %. Данных по итогам Cyber Monday пока нет, но крупные и малые интернет-ретейлеры рассчитывали на прибыль в два миллиарда долларов.

Если у онлайн -ретейлеров доходы увеличились, то в розничных магазинах они упали. По данным исследовательской компании ShopperTrak, продажи в розничных магазинах США  снизились на 1,8 % (11,2 млрд долларов). Возможно, на малый объем продаж повлияло и то, что, как отмечают сами покупатели, в этом году ассортимент, на который предлагались скидки, был довольно бедным, да и уровень скидок ниже ожиданий.  

Хотя “черная пятница” - чисто американская традиция, но и в других развитых странах покупатели “уходят” в  Интернет. В частности, в Великобритании, по данным Бюро национальной статистики, за первое полугодие 2012 года закрылись 953 сетевых магазина (за весь прошлый год - 174). Многие сетевые ретейлеры намерены развивать онлайн-продажи.

Казахстан - в числе активных покупателей товаров с зарубежных сайтов. По данным Казкоммерцбанка, около 60% всех транзакций в Интернете приходятся на зарубежные сайты, которые продают одежду и электронику. Но наши онлайн- и розничные  магазины пока еще не готовы к такого рода мероприятиям, так так многие бренды работают  по франчайзингу и предлагают  лишь сезонные скидки. А их уровень, как и начало распродаж,  определяют директора, живущие за границей. Причем информация эта сугубо конфиденциальная: местные ретейлеры узнают о распродаже за неделю до ее начала. Все-таки, возможно, и мы когда-нибудь доживем до “черной пятницы” и кибер-понедельника.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?