В направлении Азии

К 2018 году более трети мировых онлайн-продаж будет осуществляться в Азии, предсказывают эксперты компании Вay.ru. В числе основных драйверов рынка окажутся госпрограммы по стимулированию потребительского сектора, растущий средний класс, повышение доверия к покупкам в Интернете в целом, а также улучшение инфраструктуры, расширение услуг и выбора товаров

В направлении Азии

В ближайшие пять лет азиатский рынок e-commerce займет лидирующие позиции в мире за счет быстро растущего проникновения Интернета; более трети мировых онлайн-продаж будет приходиться на этот регион, говорится в исследовании компании Вay.ru, оказывающей услуги по доставке товаров из интернет-магазинов зарубежных стран. 

По прогнозам аналитиков, в ближайшие несколько лет соотношение сил в сегменте B2C мирового рынка электронной коммерции может измениться. Лидирующие позиции займет азиатский рынок, обогнав североамериканский и европейский. Именно здесь будет осуществляться более трети мирового объема онлайн-продаж. «В настоящее время первое место по объемам продаж в сегменте B2C принадлежит североамериканскому рынку, второе - европейскому, азиатский рынок занимает третье место. Ситуация сильно изменится уже в ближайшие пару лет: азиатский рынок станет расти быстрее других регионов, уверенно выходя вперед», - указывает глава российского представительства Bay.ru Максим Андрюхин.

Главным драйвером роста электронной коммерции Азии станет стремительное проникновение Интернета. Особенно быстро этот процесс будет идти в Китае и Индии. Сегодня в странах Азии всемирной Сетью пользуются в среднем не более 25% населения, тогда как в Европе и США проникновение Интернета составляет свыше 70%. Однако в абсолютном исчислении количество интернет-пользователей в Азии превышает таковых в Америке и Европе, вместе взятых. Среди рынков отдельных стран на первом месте по объему B2C-продаж останется США, полагают в Bay.ru. Лидирующее место этой стране обеспечит более высокий средний чек и хорошо развитая инфраструктура доставки посылок.

Сейчас товары из азиатских интернет-магазинов, в основном из Китая и Гонконга, составляют всего около 20% от общего объема зарубежных покупок россиян, в то время как США являются абсолютным лидером с долей рынка более 50%. В общем объеме заказов Bay.ru Китай и Гонконг занимают небольшую долю - около 10.1%. В долгосрочной перспективе компания не исключает для себя возможности усиления азиатского направления.

Прогноз основан на уже происходящих изменениях в структуре мировой розничной интернет-торговли, поэтому с ним сложно спорить, говорит управляющий активами TNO Capital Александра Лозовая. Китай, согласно данным местного Таможенного управления, в 2012 году вышел на первое место в мире по обороту внешней торговли, потеснив многолетнего лидера - США. Европа же, наоборот, несколько лет балансирует на грани экономической рецессии, постепенно сдавая позиции экономической конкурентоспособности. Эти позиции можно отметить и в онлайн-торговле, поэтому тенденция роста доли в ней азиатского региона определена верно.

Азиатский регион вообще стремительно развивается, причем в последнее время США начали стимулировать предприятия к размещению производства у себя, а не, например, в Китае. И рынок e-commerce будет развиваться, уверен главный аналитик ИФК «Солид» Ибрагим Боташев. Правительство той же Поднебесной вполне может ввести либеральные поправки в законодательство и несколько ослабить регулирование интернет-деятельности, что будет катализатором ускоренного роста. Проникновение Интернета в азиатский регион станет только расти, что также положительно скажется на уровне онлайн-продаж.

Безусловно, азиатский рынок электронной торговли имеет все шансы стать лидером, соглашается и веб-аналитик агентства i-Media Николай Захаров. Главными драйверами послужат рост проникновения Интернета (здесь азиатские страны имеют огромный потенциал), развитое промышленное производство Китая и создание торговых площадок - например, таких, как «Алибаба». Рост объемов электронной торговли Китая за прошлый год превысил 60%, при этом наиболее стремительно поднимается спрос в таких отраслях, как промышленность, сельское хозяйство, транспорт. Малый и средний бизнес охотно закупают китайскую продукцию оптовыми партиями, и эта тенденция будет усиливаться, так как маржинальность no-brand продукции, закупленной оптом в Китае, составляет сотни процентов.

И на этом фоне Азиатско-Тихоокеанский регион уже в следующем году имеет все шансы преодолеть планку в размере трети мировых онлайн-продаж, прежде всего за счет роста Китая, Индии и Индонезии, а также традиционно большой доли Японии, прогнозирует ведущий аналитик Grayling Игорь Бедржицкий. Китай уже занимает первое место среди всех развивающихся рынков по объему онлайн-продаж и второе после США - глобально. При этом в ближайшие два-три года объем интернет-пользователей в Китае достигнет половины от всего населения страны.

Среди других драйверов роста онлайн-торговли в Китае можно выделить государственные программы по стимулированию потребительского интереса, растущий средний класс, повышение доверия к покупкам  в Интернете в целом, а также улучшение инфраструктуры, расширение услуг и выбора товаров. Аналогичные процессы происходят в Индии, где наблюдается взрывной рост онлайн-торговли, оцениваемый в 18-20% ежегодно. На этом фоне рост в Северной  Америке и Европе выглядит скромнее, однако США продолжит оставаться лидером в этом сегменте как минимум до 2017 года.

Из важных трендов эксперт указывает, что на развитых  рынках сейчас самым быстрорастущим сегментом является мобильная торговля, тогда как на развивающихся  превалируют традиционные способы онлайн-шопинга с помощью персональных компьютеров. Вторым важным трендом является то, что зарубежные онлайн-магазины, осознавая потенциал роста азиатского рынка, всеми силами стремятся занять там свою долю, однако основными игроками на локальных рынках остаются местные торговые площадки.

Но и в целом все большее развитие Интернета преобразует мировую экономику. В первую очередь, отмечает ведущий аналитик МФЦ Артур Копышев, изменения касаются связей потребителя с продавцом: повышается мобильность, расширяется круг поиска товара, при этом потребности клиента становятся более прозрачными.

Причин же для роста доли азиатского региона в онлайн-продажах на самом деле несколько: во-первых, это низкий уровень насыщенности внутреннего рынка при растущем уровне доходов населения. Во-вторых, это непосредственно сам подъем азиатских экономик, прежде всего - Китая. Стремительное развитие инфраструктуры повышает уровень интернет-покрытия. Фактически тот же Китай входит в период массовой компьютеризации, которую ранее прошли развитые рынки. И, в-третьих, необходимо помнить о том, что власти Китая сейчас активно стимулируют именно сектор потребления (в целях уничтожения диспропорции инвестиций и спроса), так что высокие темпы развития онлайн-торговли именно в этом регионе сохранятся, пусть оценки около трети от общего мирового объема к 2018 году и кажутся пока несколько завышенными. 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики