«Искусственные» катастрофы

Одним произведениям искусства рукотворные повреждения идут на пользу, другим – во вред

«Искусственные» катастрофы

Что объединяет «Сон» - картину Пабло Пикассо, китайские фарфоровые вазы эпохи Цинь и «Пять подсолнухов в вазе», натюрморт Винсента Ван Гога - кроме того, что все они являются произведениями искусства? То,что все они пострадали от рук человека. Интересно проследить, как эти происшествия сказались на их дальнейшей судьбе.

Новый рекорд Пикассо

155 млн долларов – таков новый рекорд картин Пабло Пикассо. Новый владелец его «Сна», директор инвестиционного фонда SAC Capital Advisors LP Стивен Коэн, установил сразу два рекорда: во-первых, заплатил рекордную сумму за работу испанского импрессиониста.  А во-вторых, так много американские коллекционеры за произведения искусства еще никогда не платили.

Коэн мечтал об этой картине много лет. В 2006 году он уже договорился о покупке «Сна» за 139 млн долларов с его тогдашним владельцем – хозяином лас-вегасских гостиниц и казино Стивом Винном, но в последний момент сделка сорвалась. На «Сне» Пикассо изобразил в 1932 году Марию-Терезу Вальтерс, часто позировавшую ему, вдохновлявшую его и, по мнению многих биографов, бывшую его любовницей.

Винн купил «Сон» за 50 млн долларов в 2001 году. Он так любил картину, что даже хотел назвать «Сном» отель «Винн» в Лас-Вегасе, но не устоял перед рекордным предложением Коэна. По случаю выгодной сделки Стив Винн устроил вечеринку. Сначала он сообщил гостям радостную новость, потом начал с энтузиазмом рассказывать о Пикассо и истории написания картины, стоя к ней спиной.

Постепенно Стив Винн - кстати, обладающий плохим зрением, увлекся и начал, по своему обыкновению, размахивать руками. После одного особенно неловкого движения правый локоть миллиардера угодил в самый центр «Сна». Удар был несильным, но треск разрываемого холста прозвучал, как раскаты грома. На левой руке пышнотелой дамы появилось отверстие диаметром в 8 см, от которого в разные стороны потянулись неровные линии разрывов 7-сантиметровой длины.

Стивен Коэн не отказался от мечты и терпеливо ждал, когда картину восстановят. По утверждениям специалистов, реставраторы потрудились на славу. Никаких следов «ЧП» не осталось. Интересно, что скандальная слава не только не уменьшила цену полотна, но даже увеличила ее на внушительные 19 млн долларов.

Миссия невыполнима?

25 января 2006 года один из посетителей кембриджского музея Фицуильяма споткнулся из-за развязанных шнурков, спускаясь по лестнице. Он несколько раз неловко взмахнул руками и кубарем скатился вниз. При этом 42-летний Ник Флинн смахнул с подоконника три уникальные фарфоровые вазы эпохи династии Цинь.

Флинн, к счастью, не пострадал, а вот вазам 17 века повезло куда меньше. На музейной лестнице они простояли около полувека. Мимо прошло почти 10 млн человек, но ни одного происшествия до того рокового январского вечера не было. Вазы разбились, что называется, вдребезги. Внесли свою лепту и добрые посетители, бросившиеся помогать упавшему прямо по рассыпавшимся на лестнице осколкам.

На следующий день на дверях музея появилась табличка: «Закрыто по техническим причинам». Сотрудники целый день ползали на коленях и собирали осколки. Несколько сотен их, начиная от больших и кончая едва заметными невооруженным глазом, заполнили 25 подносов.

Первой удалось восстановить ту вазу, что стояла ниже двух других. Осколки всех трех ваз были, естественно, перемешаны, поэтому Пенни Бендалл, реставратору керамики, пришлось сначала долго их сортировать, словно мозаику. Затем она при помощи снимков сложила все 113 обломков и стянула их особо прочной липкой лентой. После этого Пенни склеила 45-килограммовую вазу особым клеем, глубоко проникающим в поры материала, отполировала и покрыла эмалью. Примерно так же, только значительно дольше, пришлось восстанавливать и две другие вазы.

Вазы нельзя назвать «бесценными», но они все же оценивались в 150-200 тыс. фунтов стерлингов каждая. В результате происшествия они потеряли три четверти своей стоимости.

Сразу после «ЧП» Ника Флинна арестовали по подозрению в умышленном причинении ущерба, но уже на следующий день освободили. Тщательное изучение записей камер видеонаблюдения показало, что падение было случайным.

Хрупкие подсолнухи

Если в описанных выше событиях несчастные случаи заканчивались для произведений искусства более-менее благополучно, то о «Пяти подсолнухах» Винсента Ван Гога из серии «Подсолнухи» этого сказать, увы, нельзя.

О вангоговских подсолнухах заговорили 31 марта 1987 года, когда японский миллиардер Ясуо Гото заплатил без малого 40 млн долларов за «Вазу с 15 подсолнухами» на аукционе Кристис в Лондоне. Этот рекорд продержался совсем недолго. Уже в ноябре за «Ирисы» голландского живописца на нью-йоркском аукционе Сотбис заплатили 53,9 млн долларов.

Другой натюрморт Ван Гога, только с пятью подсолнухами в вазе, попал в Японию намного раньше, еще в 1920 году. Его купил японский бизнесмен Коята Ямамото за 20 тыс. иен.

На публике картина выставлялась лишь дважды. Во время второй выставки из-за большой и очень тяжелой рамы «Подсолнухи» упали на пол. Рама получила повреждения. Ямамото пришел в ярость и заявил, что полотно больше никогда не покинет его дома.

В годы войны Ямамото, боясь бомбежек, решил спрятать дорогое полотно в подвале одного из банков Осаки. Однако банкиры отказались, указав, что высокая влажность повредит холст и краски. Ямамото пришлось оставить «Подсолнухи» на их обычном месте, в гостиной своего особняка. В 1945 году район Ашийя, где он жил, подвергся четырем массированным налетам американской авиации. Во время последнего налета, произошедшего в ночь с 5 на 6 августа, 89 человек погибли и 2833 дома были полностью или частично разрушены. Дом Ямамото вместе с вангоговскими «Подсолнухами» сгорел дотла. 

Считается, что та же тяжелая рама сыграла в судьбе картины роковую роль. Картина была слишком тяжелой, и Коята Ямамото, которому в то время было уже под 60, не смог вынести ее из горящего дома.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом