От заката до рассвета

Начавшаяся еще в Средневековье, исламизация Казахстана продолжается и по сей день

Мавзолей Ходжи Ахмета Ясави со средневековья является центром мусульманской культуры в Казахстане
Мавзолей Ходжи Ахмета Ясави со средневековья является центром мусульманской культуры в Казахстане

Сегодня ислам — самая распространенная религия среди верующего населения Казахстана. Согласно переписи 2009 года, мусульмане составляют 70,19% населения. В Казахстане функционируют, по различным данным, от 2,5 до 2,7 тыс. мечетей, основная масса казахского населения считают себя мусульманами и соблюдают в той или иной мере хотя бы часть религиозных обрядов.

После распада СССР и обретения независимости Казахстан, учитывая многонациональность и многоконфессиональность страны, а также другие объективные факторы, такие как общие тенденции секуляризации современного мира, объявил себя светской унитарной республикой, где религиозные объединения и идеологии отделены от государства. Теперь первоочередной задачей перед теми, кто закладывал основы нового государства, стояла институциализация всех сфер общества, которая способствовала бы процветанию и гармоничному развитию страны.

В числе первых законов, принятых после обретения независимости Казахстана, был закон от 15 января 1992 года «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». По мнению многих экспертов, этот закон, словно пытаясь реабилитировать религиозные чувства верующих, подвергавшиеся в годы воинствующего атеизма осмеянию, был слишком либеральным. Подобно добродушному хозяину, он настежь распахнул двери, позволяя всем гостям и игрокам религиозного поля, невзирая на их деструктивный или нетрадиционный характер, открыто проводить экспансию религиозных идей. Справедливости ради надо отметить, что законодательство 90-х годов заложило необходимые правовые основы государственно-конфессиональных отношений и обеспечило равные возможности для всех религиозных объединений. Основная идея законодательства была сформулирована четко — недопущение политизации религии.

История в 1200 лет

История появления ислама на территории Средней Азии и Казахстана берет начало со второй половины VII века, в период правления первого омейядского халифа Муавии ибн Абу Суфияна, когда в 707–712 годах знаменитый мусульманский полководец Кутейба завоевал Хорезм, Бухару, Самарканд и другие регионы Средней Азии.

Однако значимым событием для распространения ислама в казахской степи стала скорее Таласская битва 751 года, при которой тюрки Тюргешского каганата, объединившись с войсками Аббасидского халифата, одержали победу над войсками Танского Китая. Победа в сражении остановила экспансию Таньской империи на запад и позволила исламу утвердиться среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарье. К концу Х века ислам был утвержден в качестве государственной религии в государстве Караханидов.

Как известно, казахские племена вели наполовину кочевой, наполовину оседлый образ жизни. Поэтому распространение ислама на огромной территории, а точнее его укоренение и глубокое признание всех мусульманских канонов, затянулось на несколько столетий. По мере расширения ханства Чингисхана распространение ислама замедлилось, так как традиционной религией монголов было тенгрианство. Но ислам продолжал распространяться в последующие столетия, когда его приняли ханы Золотой Орды Берке (1255 –1266) и Узбек (1312 –1341).

Представители ханской династии Золотой Орды были ревностными последователями ислама. Особенно высокий уровень его процветания наблюдается в период правления Узбек-хана (1312–1341), когда в казахской степи начали заново отстраиваться мечети, разрушенные войсками Чингисхана.

Мечети и проповедники

Изукрашенные купола мечетей, несколько столетий возвышавшиеся в Отраре и Сайраме, Сауране и Сагынаке, Таразе и Баласагуне, будучи поначалу символами своеобразных просветительских очагов для всего народа, постепенно вырастали в центры научно-духовного преобразования. В тех ранних мечетях находили приют простой ремесленный люд и знатные эмиры, ученые, поэты, мастера и рядовые воины-сарбазы. В мечетях и в медресе, прилегавших к ним, собирались и приумножали знания имамы и теологи, знатоки ислама факихы (богословы-законоведы), мударрисы (учителя-наставники) и кази (судии), мухаддисы (хадисоведы) и рауи (сказители-летописцы). Здесь, не смыкая глаз, трудились над сокровенным словом переписчики священной книги, Корана. Наличие достаточно большого количества мечетей по плотности на душу населения и интенсивная религиозная жизнь сохранялись на территории Казахстана несколько столетий.

Дошедшие до нас письменные источники свидетельствуют о том, что уже в начале Средних веков были построены мечети в окрестностях Отрара — местности Оксыз, Кедер; неподалеку от Туркестана, вдоль Сырдарьи; с северной стороны гор Каратау; неподалеку от Исфиджаба; вокруг Тараза, ниже расположенных Барсхане, Бехлу и т.д.; в окрестностях гор Алатау — в Чилике, Тургене и Талгаре; рядом с военными укреплениями и стоянками племен. Хамдаллах Мустауфи аль-Казуини (1280–1350) пишет, что только в одном Баласагуне было около 40 купольных мечетей, 200 мечетей-зауия и 20 ханак.

Свой вклад в пропаганду ислама среди тюркоязычных народов региона в IX–XII веках внесли видные ученые Средней Азии и Востока: известный исламский богослов, автор наиболее авторитетного суннитского сборника хадисов «Джами ас-Сахих» (или «Сахих аль-Бухари) имам аль-Бухари; выдающийся хадисовед и исламский правовед имам ат-Термизи, основатель классической алгебры Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми, крупнейший философ Средневековья Абу Наср аль-Фараби, выдающийся врач и ученый Ибн Сина, а также Ходжа Ахмет Ясави и другие.

После образования Казахского ханства в ХV веке частичные нормы шариата присутствовали в сводах законов XVI — XVIII веков: «Касым-хана», «Каска жолы», «Есим-хана», «Есим салган ески жол», «Тауке-хана» и «Жеты-Жаргы». В это время исламские ценности вместе с культурой проповедовали знаменитые народные поэты Доспамбет жырау, Шалкииз жырау, Жиембет жырау, Маргаска жырау, Акамберди жырау, Букар жырау, Татикара жырау и другие.

Мусульманский декаданс

 Однако с момента образования первого казахского государства и почти до XVIII века в казахской степи постоянно шли войны, происходили клановые междоусобицы и стычки, мешавшие расцвету мысли и реформам в области образования, науки и религии, которые происходили в соседних державах — России и Китае.

В результате непрекращающихся набегов джунгар в 1717–1718 и в 1723–1725 годах, а также в связи с сложной геополитической ситуацией, зажатые между двух китов, Россией и Китаем, 5 октября 1731 года казахские ханы приняли решение присоединиться к царской России.

Период истории между началом присоединения казахской степи к царской России и распадом СССР, а именно промежуток в 300 лет, можно охарактеризовать как упадок общей религиозности населения. Несмотря на то что до революции казахов открыто по религиозному признаку не притесняли, все же индустриализация и интеллектуальный прорыв западного христианского мира на фоне повального невежества и неглубокого знания основ ислама со стороны мусульманских мулл заставляли людей все больше и больше сомневаться в правильности свой религии.

Однако даже в годы, когда воинствующий атеизм был основной идеологией во всех республиках СССР, в том числе и в Казахстане, почти все казахи сохраняли такие мусульманские обычаи и обряды, как погребение усопших и обрезание мальчиков.

В 90-е ислам «вернулся» в Казахстан

 Религия на экспорт

 На мой взгляд, возрождение ислама в современном Казахстане началось не в 90-х, а задолго до этого, когда видные востоковеды, историки и филологии страны, такие как А. Машанов, А. Бокейханов, Б. Ыскаков, Б. Тасымов, А. Дербисали и многие другие, еще в 70-х годах прошлого столетия начали публиковать свои труды, связанные с историей народа, и открывать соотечественникам забытые имена их предков. Живя в огромном СССР, многие просвещенные люди стремились узнать больше о легендарном прошлом их предков, чтобы идентифицировать себя в глазах других братских народов с не менее богатой и славной историей. Я помню, как наши родители отдавали нас в школы с арабским уклоном, с гордостью заявляя: «Мои дети будут изучать историю своего народа из подлинных исторических документов на арабском языке». Сначала в школах арабский преподавали воспитанники востфака КазГУ, затем носители языка — студенты из братских арабских стран (Египта, Сирии, Палестины и пр.) архитектурного и медицинского университетов, коих в стране, приехавших по обмену или просто за высшим образованием, было немало. И первые серьезные ростки ислама в народе произрастали именно с их помощью, несмотря на то что это были просто студенты — молодые люди с неокрепшими устоями и взглядами на жизнь. Большинство из них знало о религии не больше наших соотечественников, что было удивительно для нас, но свои пробелы в знаниях о религии они нередко компенсировали историями о противостоянии братского палестинского народа израильским оккупантам и прочими рассказами, уводившими в другое — политическое — русло.

Конечно, по всей республике шли и другие движения «исламизации» общества, здесь активно проводили пропаганду и репатриированные казахские общины из Турции, Афганистана и Пакистана. Тогда люди слышали призывы Исматуллы, оралмана из Афганистана (впоследствии осужденного за пропаганду экстремизма), и война-афганца Али Апшерони, которые ратовали за недопущение «ваххабитского» тлетворного влияния саудовских миссионеров. Что касается адептов из Саудовской Аравии, свою деятельность они вели через организации «Ибрахим аль-Бурейхим», «аль-Уакф аль-Исламия», «аль-Хайа аль-Исламия» и «Красный Полумесяц» (последняя из ОАЭ). Насколько мне известно, потому как эти организации вели себя очень осторожно, только одна из них — «Ибрахим аль-Бурейхим» — и только в России после того, как ее книги были найдены у убитых чеченских боевиков, была официально обвинена в пропаганде экстремизма, после чего была закрыта даже в КСА. Все остальные организации помогали строить мечети, медресе, печатали и распространяли Кораны и предоставляли квоты на обучение в исламских университетах.

Наши дружеские отношения с Турцией также позволили ее проповедникам, которые сейчас кажутся самыми безобидными, активно проводить свою политику пресвященного ислама через университеты и сеть казахстанско-турецких лицеев. В конце 90-х брошюры и книги об исламе приходили к нам из России, Азербайджана, Кыргызстана и Пакистана. Книги из Пакистана отличались тем, что в них исламское право рассматривалось с научной точки зрения в соответствии с международными правами, те книги отличались новизной и попыткой адаптации и ассимиляции религиозных общин и норм в современном обществе. Однако после появления последователей «Таблиг джамаа» литература, приходящая из Пакистана, изменила свое содержание.

 Официальная модель

 На протяжении двадцати лет политика государства в сфере религии за годы независимости стала вполне выверенной, что позволило Казахстану избежать тех проблем, с которыми столкнулись соседние страны. Казахстан создал уникальную межконфессиональную и межэтническую модель, воплощенную в двух крупных институтах: Съезде лидеров мировых и традиционных религий и Ассамблее народа Казахстана, действующих не в ущерб историческим интересам своего народа.

Конечно, нельзя сказать, что упомянутая модель способна полностью защитить Казахстан от угрозы терроризма и экстремизма с религиозным окрасом, что и произошло в 2011 году, когда по Казахстану прокатилась серия терактов. Но все же ее весомый вклад в стабильность государства нельзя не упомянуть в рамках этой статьи.

Четко понимая, что экстремистски настроенным религиозным группам могут противостоять только просвещенные и образованные религиозные деятели и что традиционные и умеренные НПО без государственной поддержки сами не смогут противостоять угрозе терроризма, руководство страны с первых лет обретения независимости предпринимает конкретные шаги для решения подобных проблем. Среди которых и строительство исламского университета «Нур», и создание «Фонда исламской культуры и образования», и открытие таких образовательных специальностей для вузов, как религиоведение и исламоведение, а также поддержка самой крупной неправительственной организации — Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК).

Роль таких централизованных и лояльных властям неправительственных организаций, как ДУМК, в регулировании религиозной деятельности верующих мусульман Казахстана и в поддержке стабильности в стране чрезвычайно важна. Именно поэтому представители от ДУМК являются постоянными участниками во всех комитетах и рабочих группах правительства РК, связанных с религиозной или иной общественной деятельностью республики. По негласным правилам все начинания, связанные с мусульманской деятельностью в стране, исходящие с «низов» или «верхов» общества, в той или иной мере должны быть согласованы и иметь одобрение со стороны ДУМК, который является своего рода посредником между мусульманскими общинами и государством.

 Исламский капитал

 Особое место в сотрудничестве с ОИС и исламским миром отводится взаимодействию с Исламским банком развития, который имеет статус международного банка первого уровня, работающего только с государственными программами и не осуществляющего обслуживание и кредитование населения. Еще одним важным шагом развития ислама в республике стало принятие закона об исламском банкинге.

Для обеспечения прав граждан, для которых исламские этические нормы и принципы ведения бизнеса являются неотъемлемым атрибутом религиозности и которые не желают пользоваться услугами традиционных банков, работающих по западным правилам кредитования, а также для увеличения базы инвесторов и диверсификации источников фондирования, 12 февраля 2009 года президент РК подписывает закон № 133-IV о деятельности исламских банков и организации исламского финансирования. Таким образом, государство, с одной стороны, привлекло дополнительные инвестиции, а с другой — создало благоприятные условия для гармоничного развития самого общества, учитывая интересы большинства представителей религиозных конфессий. Результатом принятия закона об исламском банкинге стало прежде всего открытие исламского банка второго уровня — банка Аl Hilal Bank, который призван быть локомотивом в сфере внедрения исламских банковских продуктов в экономику страны.

Основным толчком для создания АО «Исламский банк Al Hilal» послужили инициативы правительства Казахстана, направленные на поощрение развития исламского банкинга в стране. С этой целью были внесены изменения в банковское законодательство, а также Гражданский кодекс, Налоговый кодекс.

 «Халалный» рынок

 В казахстанской экономике представлен и особый «исламский» сегмент рынка. Рынок халал-индустрии — динамично развивающийся в мире. Уже сейчас эксперты оценивают оборот только европейского рынка халалных продуктов приблизительно в 66 млрд долларов, а в следующее десятилетие, как ожидают, он увеличится еще на 20—25 процентов. В некотором смысле производство халалных пищевых продуктов уже стало господствующей тенденцией на Западе, поскольку их предлагают крупнейшие транснациональные корпорации: Nestle, McDonald’s, KFC, TESCO и другие. Вообще же одно из важнейших направлений индустрии халал — пищевая промышленность. Любопытно отметить, что крупнейшими поставщиками халалного мяса в арабские страны являются Бразилия и Новая Зеландия (последняя, кстати,— крупнейший производитель и экспортер халалного мяса в мире).

В Казахстане огромный вклад в продвижение халал-стандартов внесла «Казахстанская ассоциация хаджи», которая в 2005 году зарегистрировала в комитете по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли РК технический комитет № 57 для разработки и актуализации стандартов «Халал». По словам ее председателя Марата Сарсенбаева, на сегодняшний день «Халал» — это 500 предприятий Казахстана, а потенциально желающих пройти сертификацию может быть и больше. «Но наилучшим показателем развития халал-индустрии является, во-первых, вход на рынок халал-продукции крупных производителей Казахстана, а во-вторых, потребитель халал-продукции в настоящее время является не только намазхан, но и другие люди различных конфессий и различных слоев социума — от рабочего до интеллигенции», — подчеркнул он.

Отдельно хотелось бы упомянуть о халал-туризме — это, кончено, в первую очередь паломничество в Мекку, организацией которого занимается свыше 10 компаний, а также отдых в мусульманских и немусульманских странах с предоставлением особого сервиса.

Также один из элементов исламской идентичности в светском обществе — это мусульманская женская одежда, хиджаб. Несмотря на то что в стране немало тех, кто борется за звание «образцового светского государства» и старается всячески препятствовать внешним проявлениям сепаратизма в «дресс-коде», рынок мусульманской женской одежды растет из года в год. Сегодня он уверенно отвоевывает у «гламура» все больше мест на подиумах брендовых домов мод, а также в повседневном гардеробе слабого пола. Линии мусульманской женской одежды запущены не только специализированными ателье, но и в известных домах моды Казахстана, таких как Куралай Нуркадилова и др.

В заключение хочется отметить, что возрождение ислама происходило в последние десятилетия не только в постсоветских республиках с мусульманским населением, но он возрождался и во всем исламском мире. Вопреки бытующему мнению о том, что наука — враг религии, ренессанс ислама по всему миру начался именно с развитием науки и техники в условиях свободного доступа к информации и развитого правового поля. Хочется верить, что сегодня религия, как и в Средние века, не останется в стороне, а окажет содействие в осуществлении интеллектуального прорыва казахстанской нации, как в случае с Индонезией и Малайзией, где потенциал религии был использован в нужном социальном русле.

Что не запрещено

Халал — это свойство (качество) продукта, которое соответствует требованиям Шариата и характеризует степень пригодности его к употреблению. Халал-индустрия включает в себя, помимо пищевых продуктов, почти все культурно-бытовые отрасли — от досуга и отдыха до косметических средств и лекарственных препаратов.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом