На халяль и уксус сладкий

Крупный скандал в Норвегии и Англии с обнаружением свинины в продукции, выпускающейся под видом халяльной,в очередной раз ставит вопрос о том,насколько можно доверять ее производителям и что собой представляет выпуск халяльной продукции, как бизнес, в Казахстане

На халяль и уксус сладкий

Бурный рост сегмента халяльной мясной продукции в стране начался с 2005 года, тогда было зарегистрировано около 100 предприятий, выпускающих продукцию, отвечающую нормам шариата. Сегодня их насчитывается более 600. Эксперт ассоциации «Халал индустрия Казахстана» Гульжазира Курамбаева подтвердила для  ExpertOnline.kz (ИД “Эксперт-Казахстан”), что  30%  всей производимой в стране продукции маркируется как халяльная. Что  касается рынка колбасных изделий, то здесь показатели еще более впечатляющие – 70%. В ближайшее время планируется запуск Халяль-парка, где все товары будут проходить сертификацию и проверяться на их соответствие исламским нормам. Здесь планируется реализация не только мясных и колбасных изделий, но и кондитерской, молочной продукции.  Несмотря на то, что товары, маркированные как исламские, стоят дороже, чем обычные,  это не останавливает покупателей, которых становится все больше.

Большое количество точек общепита позиционируют себя, как исламские. В Алматы таких около 40. Однако по данным санитарных служб многие из них не соответствуют громкому названию, так как в них не соблюдаются элементарные нормы гигиены.

Сам процесс производства продуктов халяль  намного сложнее обычного.  Как правило, корову, барана или другое животное на мясокомбинатах убивают ударом тока. Однако добиться того, чтобы продукция была признана халяльной, можно только при соблюдении определенных правил: перед забоем полагается прочесть молитву, животное должно находиться головой в направлении Мекки, только после этого перерезается сонная артерия, до полного истечения крови из туши животного. 

«Рынок развивается стремительно. На международных продуктовых ярмарках без халяль делать нечего. Причем интерес растет к этим товарам не только у мусульман, большое количество представителей других религий тоже все чаще покупают наши продукты. К тому же  нашими сертификатами пользуются в России и Белоруссии; люди стали покупать халяльную продукцию не только из-за своих религиозных убеждений: многие понимают, что она полезна. ВОЗ отмечает, что 85% всех болезней проистекают из-за некачественного питания, поэтому наши товары будут  становиться все популярнее, так как они экологически чистые и не наносят  вред здоровью», - говорит Гульжазира Курамбаева.

Не по дням, а по часам

Президент ассоциации «Халал индустрия Казахстана» Марат Сарсенбаев отметил нашему изданию, что  только в пищевой промышленности выявлено порядка 1,5 тыс. добавок, поэтому необходимо проверять каждую их них, является она халяль или нет. Несмотря на сложность выпуска такой продукции, по словам Сарсенбаева, не имея халяль-сертификата, идти в колбасную индустрию  уже не имеет смысла.

«Под халяль мы ведь понимаем не только продукты без свинины: развивается производство халяль-соков, хлебобулочных изделий, тортов. Известны факты, когда в пшенице обнаруживают кошачий ген, в рисе – человеческий. Поэтому люди опасаются: везде могут быть ГМО, чего нет в нашей продукции.  Обороты индустрии превышают уже свыше 3 триллионов долларов во всем мире», - отмечает Сарсенбаев. 

По его словам, в возглавляемой им ассоциации есть 5 контрольно-критических точек, где все продукты проверяются на соответствие стандартам. В Казахстане также внедряется система защиты прав потребителей халяль. Из-за роста ее популярности на местном рынке многие начали выступать против этой продукции, что, по мнению Сарсенбаева, является доказательством эффективности производства товаров по канонам шариата.

Стоит отметить, что более 50 % производителей халяль в Казахстане - это европейцы.  Международным  же лидером в этой области является Малайзия. 

Как отмечает Гульжазира Курамбаева, если говорить о постсоветском пространстве, то именно Казахстан является безоговорочным лидером по производству халяль продукции. В стране создана хорошая база, многие технологии перенимаются непосредственно из Малайзии, что  может свидетельствовать о высоком качестве товаров.  Именно в Астане в 2010-м впервые в Центральной Азии прошла международная выставка халяль-продукции Kazakhstan International Halal Expo – 2010. Активно развиваются  такие направления, как «халяль-образование», «халяль-туризм», «халяль-гостиницы», «халяль-сауны», «халяль-стомотология» и даже «халяль-такси».          

Курмабаева признает, что в Казахстане были случаи, когда под видом халяль продукции продавали изделия, содержащие свинину. В качестве примера приводит одно из частных предприятий, которое выпустило в апреле 2012 года продукцию, где, несмотря на наличие маркировки «исламская», после тестирования была выявлена свинина.

«Свинина сама по себе - дешевый продукт, поэтому некоторые производители не могут избежать соблазна использовать ее. Особенно этим увлекаются в Китае. Однако и сам потребитель должен быть грамотным: если он покупает тот или иной товар, внимательно нужно читать, есть  у производителя сертификат халяль или нет. Могу сказать точно: чтобы получить его в Казахстане, нужно соответствовать высоким требованиям», - сказала Курамбаева.

Заметен возрастающий интерес к исламским товарам на Западе. Французский институт социологии Toluna  по заказу Высшей школы экономических наук (ESSEC) в Париже провел  онлайн-опрос французских и бельгийских интернет-пользователей. Выяснилось, что 11,4% французов регулярно покупают халяль продукты, так же поступают 10,6% бельгийцев. На французском рынке даже появились национальные марки по изготовлению исламской продукции - такие, как Isla Délice, Fleury Michon и Herta. В  некоторых американских штатах  существует специальный закон о халяль товарах, призванный защитить потребителей от подделок. Исламская продукция  поставляется для армии США в объеме превышающем 200 тыс. упаковок в год.

Марат Сарсенбаев в связи с возрастанием рынка халяль продукции и споров вокруг него  отмечает, что созрела необходимость принятия специального закона, который бы регулировал эту отрасль производства.

Интерес казахстанцев к халяль продукции очевиден. Но для многих исламские товары - это не только вопрос религии, кто-то их покупает из-за медицинских соображений, кто-то - по привычке, а для кого-то это дань моде. Но все-таки халяль - это в большей степени мировоззрение, и важно, чтобы, несмотря на моду, именно этот аспект оставался определяющим в потреблении исламской продукции.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности