Война за рынок

Пекин объявил войну зарубежным автопроизводителям

Война за рынок

Первым залпом в войне за главный авторынок планеты послужил репортаж Китайского Центрального Телевидения (ССТV), рассказавший о проблемах с трансмиссией у ряда популярных моделей концерна Volkswagen AG. Немецкий автогигант отреагировал немедленно. Из Германии пришло сообщение об отзыве более чем 380 тыс. машин. Такого большого отзыва автомобилей в Поднебесной еще не было.

Представитель VW заявил, что пока еще рано говорить об убытках, но в СМИ уже появились первые оценки ущерба. Говорят, что неприятности в Китае могут стоить крупнейшему европейскому автопроизводителю 618 млн долларов.

Дальше – больше. Через неделю CCTV сообщило, что материалы, при помощи которых в самых дорогих моделях BMW AG, Audi и Daimler AG уменьшают шум в салоне, выделяют вредные испарения. При этом телекомпания ссылалась на результаты испытаний, проведенных в Пекинском университете химических технологий. 

BMW и Audi, принадлежащие концерну Volkswagen, заявили, что начали собственное расследование. Через несколько дней они сообщили, что испытания никаких вредных испарений не обнаружили.

Специалисты уверены, что одними телерепортажами и статьями в газетах репутацию иномарок, которые в Поднебесной особенно ценят за отменное качество, не испортишь. Это подтверждает  анализ сообщений на микроблогах, которые служат едва ли не главным средством общения в огромной стране. Большинство блоггеров сомневаются в обоснованности претензий.

Во Всемирный День защиты прав потребителей, который в Поднебесной отмечали вместе со всей планетой 15 марта, китайские СМИ дружно атаковали крупнейших зарубежных производителей, начиная от Apple Inc. и кончая McDonald's Corp. При этом было очевидно, что действуют они не по собственной инициативе, а по указке сверху. Борьба за китайский рынок разгорается с новой силой.

С Audi на Geely

Складывается впечатление, что в этом году правительство КНР решило потеснить конкурентов на авторынке. В Пекине не раз выражали неудовольствие по поводу засилья в Поднебесной иностранных автопроизводителей. Еще в декабре только что ставший тогда генсеком КПК Си Цзиньпин начал кампанию за скромный образ жизни. Он дал чиновникам ряд «советов» и настоятельно попросил их ездить на отечественных авто. Товарищ Си заметил, что чиновники во всех странах ездят исключительно на «родных» машинах, если, конечно, в их странах есть автопром.

В идее пересадить китайских чиновников на отечественные автомобили Цзиньпин не первый, эту же задачу ставил и его предшественник. Правительство даже выпустило длинный список из 412 моделей автомобилей, рекомендованных для закупки правительственными учреждениями. Среди них не было ни одной иномарки.

Китайских чиновников легко узнать по «колесам»: большинство из них ездят на Audi и BMW. Около 80% машин в правительственном автопарке – иномарки. Почти треть из них, по данным инвестиционного банка Guotai Junan Securities Co., составляют Audi. Теперь же придется пересаживаться на Geely, Great Wall, SAIC, BYD, Lifan, Chery, Brilliance, Hongqi, Roewe и Zotye. По новым инструкциям чиновничьи авто должны иметь объем двигателя не больше 1,8 литра и стоить не больше 180 тыс. юаней (28,5 тыс. долларов). Это почти вдвое дешевле Audi A6, самого популярного у чиновников средства передвижения.

С особой радостью новость о смене министерских автопарков встретили в First Automobile Works (FAW), который должен стать поставщиком лимузинов высшим эшелонам власти. Для чиновников министерского уровня и выше предусмотрены лимузины Hongqi (Красный флаг), которые FAW начал делать еще в 1958 году на базе модели Chrisler 1955 г. выпуска. Первый Hongqi достался председателю Мао. На этих лимузинах китайские руководители до последнего времени объезжали войска, выстроившиеся на площади Тяньаньмэнь для военных парадов.

В 2010 году Hongqi сняли с конвейера. Весь 2011 год над ним колдовали дизайнеры и конструкторы. FAW потратил на переделку 1,8 млрд юаней и в феврале прошлого года получил разрешение правительства на выпуск новой модели.

Такой большой, что пока всем хватает

В январе чиновники, отвечающие за автопром, вновь заговорили о консолидации в отрасли для создания 3-5 отечественных автогигантов, которые могли бы составить конкуренцию иностранным компаниям и отвоевать у них китайский рынок. В прошлом году в Китае  продано свыше 15,5 млн  легковых автомобилей, это на 7% больше, чем в 2011-м. 70% продаж пришлось на иномарки. Кроме машин Volkswagen, особой популярностью в КНР пользуется продукция и General Motors.

Правительство Китая поставило перед своим автопромом задачу повысить его долю на китайском авторынке к 2015 году до 40%.Выполнить ее местным автопроизводителям будет нелегко. В прошлом году только у японских автокомпаний произошло снижение продаж на китайском рынке. И то здесь причина политическая: бойкот японских товаров из-за территориального спора.

Впрочем, китайским автопроизводителям грех жаловаться на жизнь. 2012 год большинство из них закончили с прибылью. Правда, здесь следует оговориться: прибыль в основном получена за счет совместных с зарубежными компаниями предприятий.  Крупнейший китайский автопроизводитель – SAIC Motor Corp., собиравший машины совместно с GM и VW, продал за первые 11 месяцев прошлого года 4,14 млн автомобилей, что на 12,4% больше, чем за 11 месяцев 2011 года.

Поднебесная является крупнейшим рынком для Volkswagen, который продает в Китае примерно каждую пятую свою машину. Прошлый год для немецких автопроизводителей оказался очень удачным: они продали в Китае 2,2 млн машин. Это на 24,8% больше, чем в позапрошлом году. Операционная прибыль совместных предприятий в Китае подскочила на 42%. Рост продаж в КНР и на других развивающихся рынках позволил VW в целом избежать последствий резкого уменьшения европейского авторынка.

Volkswagen объявил в марте, что планирует   удвоить производственные мощности своих заводов в КНР и довести выпуск машин в течение пяти ближайших лет до 4 млн штук. На расширение производства планируется потратить до 2015 года порядка 13 млрд долларов. Пока, однако, неясно, как отразится на этих планах отзыв для ремонта 380 тысяч автомобилей.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики