Несвятые святые

Несвятые святые

Папа Римский Бенедикт XVI ушел с престола вовсе не из-за преклонного возраста и ухудшающегося состояния здоровья. Если верить газете La Reppubblica, причина кроется в серии скандалов, связанных с распространением гомосексуализма среди священников Ватикана, в то время как кардиналы занимались расхищением средств Церкви и совершали другие неблаговидные деяния.

У 26-ленего российского иеромонаха Илии, в пьяном состоянии сбившем насмерть на Mercedes Gelandewagen 2 человек на Кутузовском проспекте в Москве, обнаружен целый парк дорогих иномарок, с так называемыми «блатными» номерами. Наиб-имам Шымкентской мечети «Билял» занимался растлением малолетних, педофил долгие годы проработал сотрудником южно-казахстанского отделения муфтията, отмечает Союз мусульман Казахстана. В северной провинции Саманган в Афганистане местный мулла на протяжении нескольких месяцев насиловал 10-летнюю девочку. Причем свои преступления он совершал в дни священного для мусульман месяца Рамадан.

Это лишь малая часть сообщений последнего времени, где фигурировали духовные лица, склонные к разного рода «проступкам». На этом фоне новости о дачах российского патриарха, часах за 30 тыс. долларов, предложении Союза мусульман Казахстана назначить верховным муфтием страны Григория Марченко кажутся невинными шалостями, на которые общество даже не должно обращать внимания.

Что происходит с духовными институтами в Казахстане, да и во всем мире, почему люди, выступающие с позиции истины в последней инстанции и называющие себя наместниками Бога на земле, сами погрязли в  грехах и поставили материальные ценности, выше духовных? Эти вопросы, безусловно, станут определяющими нашу эпоху и время, так как во все времена религия была инструментом манипуляции сознанием  одних, и последней надеждой для других. Очевидно, что религиозные институты переживают глубочайший кризис, как бы они не пытались говорить о том, что миллионы людей вновь обращаются к вечным истинам. И, пожалуй, не последнюю роль в этом играют именно те люди, которые представляют духовенство, как в мусульманском, православном, так и в католическом мире.

Сверхзакрытые, выступающие с позиции осуждения и неприятия ничего нового консервативные религиозные институты оказались слишком далеки от простого народа. Уставшие же от популизма политиков люди пытаются найти последнее утешение в храмах Божьих, но когда вместо сострадания и понимания, они сталкиваются со стяжательством и безразличием, рушится ценностная картина мира. Здесь много экзистенциального, ибо, как в свое время отмечали еще Кьеркегор, Шеллинг, Хайдегер -  технический прогресс, переплетаясь с основами консервативной, жесткой, контролируемой духовенством идеологией будет рождать у людей ощущение с одной стороны протеста, с другой неустойчивости, неустроенности человеческой жизни, отчаяние и безысходность. На этом фоне любое сообщение о богатстве кардиналов, сексуальных домогательствах имамов к детям отнимает последнюю надежду в существование некого высшего идеала.

Интересно и другое. Выступая с резким осуждением того же гомосексуализма, педофилии, материального достатка служители культа не спешат отказывать себе в мелких страстях и грехах, при этом жестко заклеймив современное общество позором как безнравственное и бездуховное. Именно от этого неприятия религии как  социального института, а не как истинной веры пострадал в свое время Лев Толстой, подвергнутый анафеме, потому что не понимал, как духовные, высшие ценности, созданные Творцом можно трансформировать в источник материального блага и сиюминутных наслаждений.

И тогда, и сейчас духовные институты не терпели критику в свой адрес и не воспринимали ее. Заповедь - не судите, да не судимы будете, как это ни парадоксально, в первую очередь нарушается именно служителями культа, столь воинственно относящиеся к любым проявлениям человеческой натуры. Но человек слаб. И это факт. Зигмунд Фрейд вообще не приписывал человеку никаких идеалистических устремлений, будучи уверенным, что все мы изначально порочны. Когда мы  видим повсеместную коммерциализацию религии и веры, то утверждения знаменитого психолога не кажутся столь уж далекими от истины. Сегодня нет костров инквизиции и крестовых походов, но примерить вечные духовные ценности и повседневные человеческие слабости и заботы служители культа по-прежнему не могут, а может, не хотят.

В конце 19 века Фридрих Ницще казалось, изрек страшное пророчество, которое звучало так «Бог умер». В 20 веке с его двумя мировыми войнами, Холодной войной, бомбардировками Хиросимы и Нагасаки это сверхжесткое утверждение словно нашло свое практическое воплощение в тех ужасах, что пережило человечество. Любопытно, что как раз в 20 веке тот же Ватикан, как главный институт католической церкви сделал немало, чтобы утверждение Ницше не было столь уж абсурдным. Так в Польше в 1946 году приговорен к смерти бывший гитлеровский наместник Грейзер, отправивший на тот свет  десятки тысяч людей, папа римский тогда прислал ему  за небольшую плату грамоту с «отпущением грехов». А в 1951 году такую же грамоту получил Освальд Поль, генерал, по приказу которого строились крематории в концлагерях - Бухенвальде и Дахау

Наступили новые времена. И Бог вроде снова жив. По крайней мере, в сознании миллионов верующих. И, кажется, наступили другие времена и для духовных институтов. Служители культы должны, видимо, наконец, вспомнить Евангелие от Матфея, где звучит призыв – «не  собирайте  себе  сокровищ  на  земле, где  моль и ржа  истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища  на  небе,  где,  ни  моль,  ни  ржа  не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут».  Должны, скорее всего, вспомнить и о всепрощении, проповедуемом всеми основными религиями и отбросить воинственное православие, ислам и католицизм с их двушечками для кощуниц,  наконец, и на себя оборотиться.   

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики