Бумага не всех стерпит

BBC продала издательскую компанию Lonely Planet, которая выпускает всемирно известные путеводители. Телерадиовещатель получил за убыточный бренд в 2,5 раза меньшую сумму, чем заплатил при его покупке

Бумага не всех стерпит

Напечатанные на бумаге путеводители не выдерживают конкуренции с Интернетом и приложениями для смартфонов. Все больше людей, планируя отпуск или приезжая в новое место, обращаются в поисках информации к электронным носителям. Издательства пытаются перестроиться под новые правила игры, но пока что у них это плохо получается.

Британская телерадиовещательная корпорация BBC отказалась от затеи развивать известный бренд путеводителей Lonely Planet («Одинокая планета»), права на который она приобрела всего пару лет назад. На днях стало известно, что издательская компания будет продана американскому инвестору Брэду Келли за 51,5 млн фунтов стерлингов. Принадлежащая миллиардеру компания NC2 Media заплатит почти 41 млн фунтов сразу, а остаток денег перечислит после завершения финансового года. Главным операционным директором в издательстве станет генеральный директор NC2 Media Дэниэль Хотон. Сделку планируется завершить к 31 марта.

Самое любопытное в этой истории — сумма, за которую BBC в свое время купила Lonely Planet. Телерадиокорпорация приобрела 100% акций компании за 130,2 млн фунтов стерлингов. Таким образом, скидка при продаже составила около 60%. Все это выглядит так, будто BBC избавилась от ненужного актива, отдав его первому попавшемуся покупателю за те деньги, которые тот предложил.

Келли, основным бизнесом которого является производство и продажа табачных изделий, считался основным претендентом на «Одинокую планету». Британская пресса со ссылкой на осведомленные источники ранее сообщала, что табачный магнат готов выложить за издательство 100 млн фунтов. Однако официальная сумма сделки оказалась вдвое меньшей. Келли в последнее время активно инвестирует в индустрию путешествий: одной из самых его заметных инвестиций стала покупка доли портала OutwildTV, который специализируется на показе документальных фильмов о путешествиях.

Щедро вложившись в австралийское издательство, основанное в 1972 году супругами Морин и Тони Велерами, ВВС охладела к этому бизнесу очень быстро. 75% акций Lonely Planet британцы купили в 2007 году, а остаток пакета получили в свое распоряжение спустя четыре года. Однако, по словам исполняющего обязанности генерального директора BBC Worldwide Пола Демпси, а последнее время стратегия компании и рыночные условия стали «совершенно иными». «В момент покупки была надежная аргументация для этой сделки», — оправдывается Диана Койл, председатель BBC Trust (управляющей компании телерадиокорпорации).

Сегодня Lonely Planet не вписывается в планы ВВС: поставить собственные бренды «в сердце нашего бизнеса», отметил Демпси. Представители корпорации и ранее заявляли о намерении заниматься лишь собственными проектами и больше не покупать сторонние бренды. Так, еще несколько лет назад британцы продали все свои 34 журнала инвестфонду Exponent. А в 2010 году (то есть еще до того, как BBC получила полный контроль над Lonely Planet) говорилось о том, что туристическое издательство является инородным телом в организме BBC, которое к тому же не несет корпорации ничего, кроме проблем. «Worldwide попросила провести исследование и пришла к выводу, что больше не будет делать такого рода приобретения», — пообещала Диана Койл.

Говоря о причинах провала LP, временный гендиректор BBC Worldwide посетовал на то, что из-за финансового кризиса, который поколебал позиции туристической отрасли, путеводители пользуются низким спросом, и потому Lonely Planet демонстрирует низкие финансовые результаты в последнее время. Тем не менее представители BBC отмечают, что за те несколько лет, что издательство находилось под управлением телерадиовещателей, оно увеличило свое присутствие в цифровом и журнальном формате, а также повысило долю на мировом рынке, особенно в развивающихся странах.

Наблюдатели отмечают, что в Австралии, где до сих пор зарегистрирована компания, в последние годы национальная валюта стабильно укрепляется. Это создает серьезные проблемы для компаний, работающих на экспорт: из-за переоцененности австралийского доллара они теряют прибыль. Новому владельцу предстоит как-то справиться с этой сложностью. Возможно, именно из-за неспособности решить возникшую проблему от покупки «путеводного» бренда отказались веб-сервисы TripAdvisor и Expedia, с которыми, по слухам, велись переговоры о продаже издательства за 85 млн фунтов.

Следует отдать должное менеджменту Lonely Planet: компания не сидела сложа руки, наблюдая за тем, как ее прибыль делят между собой онлайн-конкуренты. Издательство приложило немалые усилия, чтобы отвечать духу времени. Вдобавок к 500 наименованиям печатной продукции на 11 языках компания стала выпускать электронные версии своих книг и мобильные приложения о путешествиях. Продукция LP стала более оперативной: компания предоставила своим авторам возможность обновлять путеводители, сведения об отелях и ресторанах прямо в Интернете.

Однако это не спасло положения. Доходы компаний, которые издают путеводители, за последние годы резко сократились из-за конкуренции с Интернетом. По данным исследовательской компании Nielsen, в 2007–2012 годах в США продажи пяти крупнейших издательств туристической литературы — Frommer’s, Dorling Kindersley, Lonely Planet, Fodor’s и Avalon’s Moon / Rick Steves) — сократились со 125 млн до 78 млн долларов.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики