Автомобили против пробок

Количество автомобилей в мире уже превысило миллиард, и у городских властей крупных мегаполисов нет средств, помогающих справляться с пробками. Но выход ищут инженеры

Автомобили против пробок

Автопарк Земли неуклонно расширяется, процесс урбанизации также остановить не представляется возможным. По мере того, как все большее количество людей переселяются в крупные мегаполисы мира, богатеют и пересаживаются на собственные автомобили, проблемы пробок становятся все актуальнее. Мехико, Пекин и Москва могут стать первыми крупными городами мира, в которых 10-балльные пробки станут круглосуточными. Ситуация, когда все эти машины встанут в одной крупной пробке и больше никуда не поедут, уже не кажется экспертам научной фантастикой.

Никаких реальных эффективных средств для борьбы с пробками у городских властей по всему миру нет. Сколько ни строй в городах сложнейших развязок и крупных магистралей, средняя скорость движения автомобилей в мегаполисах продолжает снижаться. К середине XXI века на дорогах планеты будет находиться, по прогнозу экспертов, опрошенных Би-Би-си, 4 млрд автомобилей. Пробки неминуемы.

Более того: люди упорно отказываются от покупки ультракомпактных авто вроде Toyota iQ и Mercedes Smart. Вопреки здравому смыслу, в мегаполисах растут продажи не компактных машин, которые в народе уже стали называть "капсулами смерти", а больших и высоких кроссоверов. Их стали покупать из-за комфорта и хорошей обзорности.

В сегодняшнем Лондоне машины движутся с меньшей скоростью, чем лошадиные повозки сто лет назад. Что случится, если машина будет у каждого? Не так давно в Пекине возникла пробка, которая растянулась более чем на сто километров. Грубо говоря, в ней встал весь город. Люди находились в своих автомобилях больше 12-ти суток.

Но там, где с насущными проблемами не справляются чиновники и строители дорог, задачу помогут решить дизайнеры, инженеры и ученые. Сейчас во всем мире ведутся работы по созданию небольших компактных автомобилей, которые могут складываться, то есть уменьшаться в размерах при парковке и увеличиваться - при движении. Вполне возможно, что через несколько лет в мире также появятся машины, которые способны менять свой размер в зависимости от потребностей водителя. Если, скажем, водитель едет в машине один (а такое, прямо скажем, чаще всего и наблюдается), то машина имеет одни размеры, а если в ней будет четыре человека, - то другие.

Сейчас специалисты из Массачусетского технологического университета (MIT) разрабатывают складной автомобиль CityCar. У него нет дверей, он идеален для парковки, поскольку при подъезде к ней уменьшается в размерах в два раза, а водитель при этом может выйти из него просто прямо вперед. Как нетрудно догадаться, у машины нет и привычного нам всем сегодня капота. При парковке такая машина занимает втрое меньше места, чем при движении.

Правда, коммерческие перспективы такой машины сегодня оценить очень трудно. Далеко не каждый водитель захочет лишиться передней части автомобиля, которая вроде как гарантирует ему безопасность в случае ДТП на дорогах.

Существует и другие концепции: узкие трех- или даже двухколесные автомобили, которые по виду напоминают мотоцикл, только с крышей, дверями и классическим рулевым колесом. Машина будет устойчивой благодаря встроенным в нее гироскопам. При боковом ударе небольшой силы она продолжит оставаться устойчивой.

Справиться с трафиком помогут и интеллектуальные системы в автомобилях. Грубо говоря, если бы машинами управляли не люди, а компьютерные системы, то автомобили могли бы двигаться в городском потоке гораздо ближе друг к другу, чем сегодня: ведь возможности робота не ограничены физическими особенностями скорости реакции человека. Это позволило бы машинам более эффективно использовать пространство на дороге.

Водителей такие "умные" машины не заставляли бы следить за дорогой, а потому во время нахождения в машине люди могут заниматься своими делами: например, работать с ноутбуком, разговаривать по видеосвязи или читать.

При помощи GPS-навигаторов машины уже умеют самостоятельно планировать маршруты. Практически у каждого крупного производителя авто есть технологии, которые в будущем могут сделать навыки водителя просто ненужными. Пассажир просто  указывает компьютеру машины адрес дома, в котором ему нужно оказаться, и автомобиль сам доставит его туда, соблюдая при этом все правила дорожного движения.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности