Купи и будь готов

Населению нужны комплексные решения на случай чрезвычайных ситуаций — уверены в казахстанской компании «Центр Спасения»

Купи и будь готов

Понятие «тревожный чемоданчик» — то есть заранее собранный комплект вещей, необходимых при возникновении ЧС — пришло в нашу жизнь из армейского лексикона. Предполагается, что такая полезная вещь есть у каждого офицера на случай объявления тревоги или, например, выезда на оперативное задание или учения. «Тревожный чемоданчик» военного по своему содержимому не слишком подходит лицу гражданскому: линейку командирскую, цветные карандаши и конверты вряд ли можно назвать самыми необходимыми вещами при пожаре или землетрясении. Впрочем, интернет полон советов, как укомплектовать «гражданский тревожный чемоданчик», а МЧС регулярно рекомендует не лениться это сделать. «Многие думают о том, что нужно собрать «тревожный чемоданчик» на случай ЧС, но далеко не все его собирают, несмотря на призывы со стороны спасателей. Людям не хватает комплексных решений»,— уверена Екатерина Ким, менеджер «Центра Спасения» — компании, которая уже почти год реализует в РК наборы для выживания в различных экстремальных ситуациях.

Если завтра потоп?

Пустующую нишу на рынке заметил директор «Торгового Дома «КазДизель» Виктор Ким, военный в прошлом и путешественник в настоящем. Начал он с того, что посоветовался с сотрудниками — те поначалу сомневались в жизнеспособности такой бизнес-идеи. «Половина нашего коллектива говорила: «Может, не стоит этим заниматься?», часть находилась в раздумьях — «пойдет — не пойдет». И мы решили сделать опрос-анкетирование: узнать, насколько людям это интересно, хотели бы они видеть в продаже товары для ЧС»,— рассказывает г-жа Ким. В опросе участвовала тысяча респондентов из разных социальных категорий — и около 60% опрошенных заявили, что такая категория товаров им интересна.

Прежде чем определиться с производителями товаров и комплектацией наборов, в «Центре Спасения» решили изучить зарубежный опыт и заказали несколько готовых «тревожных чемоданчиков» из разных стран. «Они были самые разные: например, набор из США был в настоящем чемодане на колесиках» — вспоминает Екатерина Ким. — «А дальше, уже опираясь на рекомендации спасателей, на накопленный ими опыт да и просто на здравый смысл, мы сортировали: что нужно, что не нужно, планировали перечень необходимых предметов для каждого набора, выбирали поставщиков. Ими стали китайские фабрики, специализирующиеся на производстве подобных товаров. С китайцами легче работать: они всегда готовы идти на контакт и делать ту комплектацию, которая нам нужна. Все продаваемые товары мы предварительно испытали на себе — такой своего рода контроль качества сделали».

В результате в роли основного «тревожного чемоданчика» от «Центра Спасения» выступает набор «Стандарт» — это рюкзак весом в 3 килограмма, в котором более двух десятков предметов (в их числе и горелка на сухом горючем, и складная емкость для воды, и динамо-фонарик). Предполагается, что «Стандарт» позволит продержаться в течение 72 часов человеку, который окажется без привычных бытовых услуг (а в случае ЧС велика вероятность остаться без газа, электричества и водоснабжения). На базе этого набора формируются остальные комплекты для выживания (например, «Офис» и «Школьный»). В ассортименте компании есть и наборы для конкретных ЧС (например, набор «Противопожарный» или набор «Наводнение» — в его комплектацию входит даже надувная лодка).

Ежемесячно оборот компании, которая выбрала своей специальностью реализацию наборов для выживания, растет на 20%. Первоначальные вложения в приобретение товаров и рекламу составили около 100 тыс. долларов. Правда, реклама — а в «Центре спасения» использовали разные каналы: и экраны в банках, и домовые квитанции, и печатные СМИ — себя практически не оправдала. «Результата как такового мы не увидели. Много интересующихся, особенно сейсмодатчиками, звонят нам сразу после очередного землетрясения, и количество посещений сайта в это же время возрастает в разы. Потом снова все успокаиваются. Вот после того как болид над Челябинском взорвался, нам с Урала звонили, хотели наши наборы для выживания». Екатерина Ким считает, что такое положение дел показательно характеризует менталитет населения как Казахстана, так и России.

Гром не грянет…

За почти год работы «Центр Спасения» приобрел около десятка крупных клиентов — это и производственники, и строительные компании, и банки, и даже гостиница. «Наши клиенты — это, например, Казинвестбанк, BASF, Capital Partners, Petroleum Geo-Services, «АННА» и многие другие,— перечисляет г-жа Ким. — Также нашим партнером и клиентом в одном лице является Общество Красного Полумесяца РК. Чаще у нас все-таки закупаются казахстанские представительства иностранных компаний, для них это нормальная практика, а наши еще не привыкли. Как раз сотрудники иностранных компаний были очень рады нашему появлению на рынке, так как раньше персонал, ответственный за безопасность в этих компаниях, сам комплектовал такие наборы».

Основную часть клиентов интересуют уже упоминавшийся набор «Стандарт» и набор «Мини» — рассчитанный на один день, и по своему составу больше ориентированный скорее на оказание элементарной помощи пострадавшим, нежели на выживание. Кстати, компании-клиенты с приобретенными наборами поступают по-разному: кто-то оставляет их на общем складе и планирует выдавать только в случае ЧС, кто-то раздает, чтобы были под рукой на рабочем месте. В еще одной из компаний-клиентов сотрудники разобрали наборы для выживания по домам.

А вот специфические средства — в «Центре Спасения» есть не только наборы для выживания, но и, например, эвакуаторы, предназначенные для спасения из высотных зданий — особой популярностью не пользуются. Во всяком случае, ни одно из устройств, предназначенных для экстренной эвакуации из высотных зданий, сотрудниками «Центра Спасения» продано не было, хотя предлагали их приобрести многим компаниям, арендующим офисы в высотках: «они смотрят и вроде бы хотят — но до конца так и не идут».

Необходимо и достаточно

Каждый набор для выживания содержит перечень предметов, в него входящих, и инструкцию по действиям во время ЧС. В «Центре Спасения» не скрывают, что, например, «Стандарт» предполагает доукомплектацию на 50%. «Это было сделано осознанно, мы специально больше половины рюкзака оставили свободным. Предметы личной гигиены — это такой вопрос, в котором всем не угодишь; аптечка с учетом хронических заболеваний у всех своя, ну и так далее»,— объясняет г-жа Ким. Сменный комплект одежды, еда на несколько дней — это все тоже нужно добавить самостоятельно и при необходимости обновлять — если, например, у продуктов закончился срок годности. При этом в «Центре Спасения» не устают повторять каждому покупателю: одного факта наличия набора — мало, необходимо иметь четкий алгоритм действий при ЧС.

Совсем недавно в компании были введены тренинги для взрослых «Как действовать в случае ЧС» — естественно, на коммерческой основе. С прошлого года подобные тренинги «Центром Спасения» проводятся в игровой форме для детей в учебных учреждениях («Центр Спасения» и «Общество Красного Полумесяца РК» разделили между собой образовательную сферу следующим образом: первые занимаются коммерческими школами, вторые — государственными) на примере детского набора для выживания «Всегда готов!». «По окончании тренинга вместе с сертификатом дети получают такой набор; если покупать наборы отдельно — выходит даже дороже, чем вместе с тренингом. Мы специально разрабатывали это предложение, чтобы обучить юное поколение правилам поведения при ЧС, но тем не менее очень трудно договариваться с руководством школ. Как только узнают, что платный тренинг, отказывают, не вдаваясь в подробности. Пока мы провели тренинги только в двух школах — «Достар» и ФМШК «Келешек», — сетует Екатерина Ким,— а ведь вопрос, что делать дальше, будет главным в случае любого бедствия».

Основные клиенты «Центра Спасения» сейчас — это компании, расположенные в Алматы. Северные и восточные регионы республики на контакт идут не слишком активно, в отличие от россиян; правда, из соседнего государства наборы для выживания приобретают в основном физлица, а не организации.

Тем не менее в «Центре Спасения» оценивают свои перспективы как достаточно неплохие, собираются расширять географию продаж на всю территорию СНГ и даже открывать новые представительства: «Мы проводили мониторинг, прежде чем начать бизнес. И не только в Казахстане никто ничего подобного не предлагает, но и на территории постсоветского пространства практически нет таких проектов. Не считать же за конкурентов компании, желавшие “навариться” на конце света»,— говорит Екатерина Ким. Пока компания работает в пределах «точки безубыточности», но к концу 2014 года рассчитывает увеличить оборот до 1 млн долларов.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?