«Валентинка» от спамеров

«Лаборатория Касперского» зафиксировала в феврале всплеск активности спам-ботов. Семь из десяти электронных писем в русскоязычном сегменте глобальной Сети посылается спамерами. Специалисты объясняют это сезонным фактором: изрядную долю почтового мусора составили «специальные предложения» ко Дню святого Валентина, а также к мужскому и женскому праздникам

 «Валентинка» от спамеров

В прошлом месяце спам-фильтрам почтовых сервисов пришлось изрядно потрудиться. В преддверии праздников — позаимствованного на Западе Дня всех влюбленных и унаследованных от советских времен 23 февраля и 8 марта — ящики пользователей рунета захлестнуло волной рекламных материалов. По данным «Лаборатории Касперского», которая выпускает популярные системы антивирусной защиты для ПК, доля спама в почтовой рассылке в феврале подскочила сразу на 12,8% и достигла уровня 71,1%.

Эксплуатируя тему праздников, которые в той или иной форме отмечаются практически на всем постсоветском пространстве, спамеры предлагали услуги по доставке цветов, оформлению праздничных мероприятий, нанесению логотипов на сувениры, а также романтические поездки и тематические экскурсии. Самым популярным товаром стали дешевые реплики элитных товаров. Меньше, чем обычно, в этом году было электронных «валентинок» с вредоносными вложениями. На этот раз День всех влюбленных спамеры чаще использовали для рекламы сайтов знакомств и брачных агентств.

В англоязычных странах лидером февральского спама стали предложения от служб доставки цветов. И если в рунете нежелательная корреспонденция часто была связана с масленичной тематикой, то на Западе, где Пасха в этом году празднуется 31 марта, уже в феврале пользователей завалили предпасхальной рекламой.

Идеи для спам-рассылок их авторы берут не только из календаря, но и в прямом смысле из воздуха. Например, в феврале в рекламных письмах часто фигурировала тема Челябинского метеорита. Это неординарное событие было у всех на слуху, и потому адресаты охотно кликали на любые ссылки в письмах, содержащих упоминания о небесном теле.

Вирусы в феврале рассылались по почте несколько реже, чем месяцем ранее. По данным борцов с киберугрозами, вредоносные вложения содержались в 2,8% всех электронных сообщений, тогда как в январе этот показатель составил 3%.

Как правило, вирусную начинку киберзлоумышленники маскируют под официальные уведомления от органов власти и банков или под сообщения от крупных корпораций. Например, пользователю сообщают, что его банковский счет взломан, а все средства заморожены. Инструкции по разблокировке счета якобы содержатся в прикрепленном файле, который на деле оказывается не чем иным, как трояном. В феврале прикрытием спамерам часто служил Google: в письмах с правдоподобного адреса, украшенных логотипом компании, содержались вредоносные вложения под видом сообщений об открытых вакансиях.

Примечательно, что в январе «Лаборатория Касперского» отчиталась о снижении спамерской активности. Доля нежелательной корреспонденции в общем потоке сократилась с 66% до 57,3%. Как и в феврале, тенденцию списали на сезонные особенности. В начале года деловая жизнь замирает, а вместе с ней менее усердно начинают «трудиться» и спамеры. Как только бизнес выходит из спячки, оживают и спам-боты, что и подтвердилось февральскими данными.

Основным поставщиком почтового мусора в русскоязычном Интернете в феврале стала Индия. На ее долю пришлось 18% спама, что вдвое больше январских показателей. В лидерах также оказались Италия (спамеры с Апеннин стали в пять раз активнее), Тайвань, Вьетнам, Германия и Россия. Казахстан занял девятое место в списке отправителей спама (2,9%). В целом же – чуть более половины (50,3%) всего спама, который получают русскоязычные пользователи глобальной Сети, отправлено из Азии.

В мировых масштабах самыми активными спамерами с большим отрывом от других стран являются США (16,9%), Китай (14,4%) и Южная Корея (13,7%). На их долю приходится немногим меньше половины всего спама планеты. Вклад казахстанских киберхулиганов не так велик — всего 1,4%. Вместе с тем – это 15-й результат в мире, и среди стран СНГ больше спама отправляется только из России (3,3%).

В последние несколько лет спам-бизнес постепенно перебирается из развитых стран в развивающиеся. Присутствие во главе рейтинга США и Италии является, скорее, исключением, подтверждающим общее правило. Аналитики «Лаборатории Касперского» объясняют, что давление IT-сообщества и правоохранительных органов в развитых странах затрудняют условия существования спамеров. В то же время доступность высокоскоростного Интернета, наряду с низкой компьютерной грамотностью населения и отсутствием специального законодательства, в странах третьего мира создают благоприятную почву для появления спам-контор.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее