«Валентинка» от спамеров

«Лаборатория Касперского» зафиксировала в феврале всплеск активности спам-ботов. Семь из десяти электронных писем в русскоязычном сегменте глобальной Сети посылается спамерами. Специалисты объясняют это сезонным фактором: изрядную долю почтового мусора составили «специальные предложения» ко Дню святого Валентина, а также к мужскому и женскому праздникам

 «Валентинка» от спамеров

В прошлом месяце спам-фильтрам почтовых сервисов пришлось изрядно потрудиться. В преддверии праздников — позаимствованного на Западе Дня всех влюбленных и унаследованных от советских времен 23 февраля и 8 марта — ящики пользователей рунета захлестнуло волной рекламных материалов. По данным «Лаборатории Касперского», которая выпускает популярные системы антивирусной защиты для ПК, доля спама в почтовой рассылке в феврале подскочила сразу на 12,8% и достигла уровня 71,1%.

Эксплуатируя тему праздников, которые в той или иной форме отмечаются практически на всем постсоветском пространстве, спамеры предлагали услуги по доставке цветов, оформлению праздничных мероприятий, нанесению логотипов на сувениры, а также романтические поездки и тематические экскурсии. Самым популярным товаром стали дешевые реплики элитных товаров. Меньше, чем обычно, в этом году было электронных «валентинок» с вредоносными вложениями. На этот раз День всех влюбленных спамеры чаще использовали для рекламы сайтов знакомств и брачных агентств.

В англоязычных странах лидером февральского спама стали предложения от служб доставки цветов. И если в рунете нежелательная корреспонденция часто была связана с масленичной тематикой, то на Западе, где Пасха в этом году празднуется 31 марта, уже в феврале пользователей завалили предпасхальной рекламой.

Идеи для спам-рассылок их авторы берут не только из календаря, но и в прямом смысле из воздуха. Например, в феврале в рекламных письмах часто фигурировала тема Челябинского метеорита. Это неординарное событие было у всех на слуху, и потому адресаты охотно кликали на любые ссылки в письмах, содержащих упоминания о небесном теле.

Вирусы в феврале рассылались по почте несколько реже, чем месяцем ранее. По данным борцов с киберугрозами, вредоносные вложения содержались в 2,8% всех электронных сообщений, тогда как в январе этот показатель составил 3%.

Как правило, вирусную начинку киберзлоумышленники маскируют под официальные уведомления от органов власти и банков или под сообщения от крупных корпораций. Например, пользователю сообщают, что его банковский счет взломан, а все средства заморожены. Инструкции по разблокировке счета якобы содержатся в прикрепленном файле, который на деле оказывается не чем иным, как трояном. В феврале прикрытием спамерам часто служил Google: в письмах с правдоподобного адреса, украшенных логотипом компании, содержались вредоносные вложения под видом сообщений об открытых вакансиях.

Примечательно, что в январе «Лаборатория Касперского» отчиталась о снижении спамерской активности. Доля нежелательной корреспонденции в общем потоке сократилась с 66% до 57,3%. Как и в феврале, тенденцию списали на сезонные особенности. В начале года деловая жизнь замирает, а вместе с ней менее усердно начинают «трудиться» и спамеры. Как только бизнес выходит из спячки, оживают и спам-боты, что и подтвердилось февральскими данными.

Основным поставщиком почтового мусора в русскоязычном Интернете в феврале стала Индия. На ее долю пришлось 18% спама, что вдвое больше январских показателей. В лидерах также оказались Италия (спамеры с Апеннин стали в пять раз активнее), Тайвань, Вьетнам, Германия и Россия. Казахстан занял девятое место в списке отправителей спама (2,9%). В целом же – чуть более половины (50,3%) всего спама, который получают русскоязычные пользователи глобальной Сети, отправлено из Азии.

В мировых масштабах самыми активными спамерами с большим отрывом от других стран являются США (16,9%), Китай (14,4%) и Южная Корея (13,7%). На их долю приходится немногим меньше половины всего спама планеты. Вклад казахстанских киберхулиганов не так велик — всего 1,4%. Вместе с тем – это 15-й результат в мире, и среди стран СНГ больше спама отправляется только из России (3,3%).

В последние несколько лет спам-бизнес постепенно перебирается из развитых стран в развивающиеся. Присутствие во главе рейтинга США и Италии является, скорее, исключением, подтверждающим общее правило. Аналитики «Лаборатории Касперского» объясняют, что давление IT-сообщества и правоохранительных органов в развитых странах затрудняют условия существования спамеров. В то же время доступность высокоскоростного Интернета, наряду с низкой компьютерной грамотностью населения и отсутствием специального законодательства, в странах третьего мира создают благоприятную почву для появления спам-контор.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?