Цирк на колесах

Цирк на колесах

В воскресенье в гонках класса Формула 1 стартовал новый сезон. Первый этап элитных гонок - Гран При Австралии – выиграл Кими Райкконен из команды LotusF1 Team. Финн сумел реализовать потенциал своего болида и продемонстрировал филигранную работу с шинами. Большой цирк, так еще называют в СМИ Формулу 1, известен не только шинными тактиками, гоночными стратегиями и аэродинамическими новшествами. Это мир больших денег, в котором гламур, спорт и страновой пиарсмешаны в разных пропорциях в одном коктейле.

Формула 1 – это элита элит мирового автоспорта. Чтобы пробиться в состав участников, гонщикам необходимо, помимо чемпионского титула в одной из младших серий, иметь в своем активе богатых спонсоров. В одной команде только двое гонщиков принимают непосредственное участие в гонках, это боевые пилоты. Как правило, средняя стоимость одного такого боевого места заявляется разными командами порядка 15 млн долларов в год. Гонщик, заплативший за свое место в болиде, именуется рента-драйвером. Многие команды пелотона не только не гнушаются подобным отбором своих боевых пилотов, но и считают это оправданным финансированием команды. Заработную платурента-драйвер не получает и участвует за счет своих личных спонсоров. Сколько стоит спонсорский пакет гонщиков, не разглашается; как правило, общая совокупная сумма взносов должна быть не меньше 15 млн. А вот чтобы стать титульным, то есть генеральным спонсором команды, необходимо быть готовым выкладывать не меньше 100 млн долларов ежегодно.

Кроме гонщиков всего мира, вступить в клуб элитарных гонок стремятся и СМИ, пиарщики, менеджеры, конструкторы и государства. В этом году французский канал Canal+ подписал с Формулой-1 трехлетний контракт на трансляцию каждой воскресной гонки, за каждый год соглашения телевизионщики заплатят по 29 млн евро. BBC – один изсамых больших транслирующих каналов - выкладывает для Formula One Management 50 млн долларов в сезон.

Проведение гонки на территории какого-либо государства также небесплатно. Для того,чтобы принять у себя гонки такого уровня, государства готовы выкладывать огромныеденьги. Из 19 трасс чемпионата только Сильверстоун (Гран При Великобритании)и Сузука (Гран При Японии) не получают никакой помощи от своих национальных правительств. Все остальные гонки поддерживаются местными или центральными властями. Помимо строительства автодрома и всей инфраструктуры, которые, по разным оценкам специалистов, могут обойтись в сумму 200 млн долларов, принимающая страна должна ежегодно отчислять лицензионный сбор за право принимать Гран При Формулы-1. В 2011 году финансовые обязательства штата Виктория (Гран При Австралии) перед руководство гоночной серии составляли 31 млн долларов. Но с каждым годом цена по контракту растет на 5%, и к 2015 году она должна составить уже почти 38 млн. В эти суммы не входит содержание трасс на уровне, соответствующем мировым стандартам.

На удивление - мировой финансовый кризис никак не отразился на проведении королевских гонок. Трассы, которые уже не могли платить все увеличивающиеся лицензионные сборы, закрывались, но их место занимали новые, и количество желающих принять у себя этап Формулы-1 не уменьшилось. Так, после длительных переговоров,в России в 2014 году пройдет первая гонка серии. Стоимость строительства трассы неразглашается - так же, как и стоимость лицензии. Но при общей массе выделенных средств на проведение Зимней Олимпиады в Сочи доля трат на Ф1, скорее всего, незначительна.Престиж гоночной серии оправдывает средства, вложенные в нее. Правительства стран с не очень стабильной экономикой - такие, как Бразилия и Индия, несмотря наимеющиеся внутренние социальные и финансовые проблемы, все же идут на все ради проведения Гран При. Несмотря на откровенную убыточность мероприятия, - редкая трасса может похвастать полной заполняемостью трибун, - власти делают ставку наприток болельщиков-туристов и внимание мировых СМИ.

По этому же пути, видимо, хотят пойти и власти Казахстана. В конце 2012 года прошла новость о том, что Казахстан обзаведется собственной командой с предсказуемым названием «ASTANA». В очередной раз казахстанские спонсоры выбрали себе гонщика,на этот раз не вело, а настоящего пилота, испанского происхождения. Astana TAK Group является спонсором Даниэля Джункадэльи, который завершил 2012 год победой в гонкахсерии Формула-3. Пресса поспешила записать его в претенденты на место в одной из конюшен Формулы-1. Среди возможных вариантов называлась испанская команда HRT,вопрос стоял о позиции тест-пилота. Однако команда в ноябре прошлого года объявилао своих финансовых трудностях, и владельцам пришлось ее ликвидировать. В итоге новость осталась новостью. А Даниэль на сегодня заявлен в команде Mercedes AMG в гоночной серии кузовных машин ДТМ.

Дух Формулы-1 витает над Казахстаном уже не первый год. За всю историю независимости нашей страны громогласные заявления о намеченном строительстве гоночной трассы уровня Ф1 звучали как минимум дважды. В первый раз - во время проектирования казахстанского Лас-Вегаса в Капчагае, второй раз – в окрестностях Алматы в 2009 году. Первый вариант так и остался на уровне проекта, второй же не продвинулся дальше разметки трассы на территории. Вопрос о непременном участии в королевских Гран При перед Казахстаном не стоит, но очевидно, что по результатам проведения этапа в Сочи в 2014 году руководство нашей страны к нему вернется. В том, что Казахстану, в общем и целом, нужна Формула-1, сомнений нет, зато стоит задуматься: а нужен ли Формуле-1 Казахстан?

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности