злоПОТРЕБЛЕНИЕ Правом

Согласно списку Всемирной организации союзов потребителей, каждый имеет право на: информацию, безопасность, выбор, возмещение ущерба, потребительское образование, удовлетворение базовых потребностей, здоровую окружающую среду, а также право быть услышанным

злоПОТРЕБЛЕНИЕ Правом

Вице-премьер Казахстана Кайрат Келимбетов поручил госагентству по защите конкуренции (АЗК) к апрелю 2013 года подготовить концепцию проекта нового закона о защите прав потребителей.  Он призван защищать права покупателей, которые зачастую оказываются жертвами недобросовестных продавцов. Действующий закон РК о защите прав потребителей разработан еще в 1991 году. В 2010 году принята вторая редакция закона, и в этом году будет принята третья редакция.

Потребители — это все мы

Защита потребителя - комплексная социальная проблема, касающаяся не только различных отраслей публичного и частного права, но и экономических, социологических, социально-психологических и иных аспектов жизни современного общества. Во время существования СССР единственным органом, который, так или иначе, занимался защитой прав потребителей, было Министерство торговли. Когда Советский Союз распался, а дефицит исчез, стало понятно, что потребление - это еще и большая ответственность. Некоторые эксперты считают, что у граждан стран СНГ до сих пор сохранилась ментальность советского человека, который привык надеяться на государство и не готов к отстаиванию своих прав.

Советская система так называемой защиты потребителя от недобросовестных производителей товаров и услуг строилась на строгой надзорной и контрольной функции государства. В то время уделялось огромное внимание качеству продуктов, которые должны были соответствовать государственным стандартам, и это строго контролировалось. Нарушение стандартов считалось уголовным преступлением.

Такая система превентивной защиты оправдывала себя тем, что потребителю обеспечивалось поставка изначально качественного продукта. Теперь же подход к качеству продуктов изменился: самоустранение государства и отсутствие баланса между несколькими нормативными актами РК, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, приводят к неудовлетворительному выполнению контрольных функций. В результате при довольно впечатляющем количестве контрольно-надзорных органов в стране их влияние на качество продовольствия, товаров и услуг не обеспечивает законных прав и интересов потребителей.

«Конечно, государство должно строго контролировать соблюдение стандартов качества продукции в стране, но в этом также должно принимать участие и само общество, - говорит член Высшего координационного Совета Международной конфедерации обществ потребителей Светлана Романовская. – Надо меняться людям. Необходимо повышать правовую грамотность и формировать менталитет грамотного потребителя в Казахстане».

Принятие закона «О защите прав потребителей» стало важным и значимым событием для потребителей, которые могут теперь отстаивать свои права, в том числе в судебном порядке. Однако потребительское законодательство не ограничивается одним законом. Конституция страны закрепляет право граждан на отдых, охрану здоровья, образование и т.д., устанавливает гарантии на осуществление этих прав. Отношения в области защиты прав потребителей также регулируются законами «О сертификации», «О стандартизации», «О естественных монополиях и регулируемых рынках», «О безопасности пищевых продуктов», «О техническом регулировании» - и другими.

Из крайности в крайность

Обсуждая ситуацию с защитой прав потребителей, не нужно забывать про такое явление, как «потребительский экстремизм». Под этим словосочетанием, согласно международной практике, следует понимать «попытку недобросовестного клиента, манипулируя юридическими нормами в корыстных целях, не защитить свои права, а получить определенную выгоду и доход». В Казахстане действующее законодательство не содержит такого понятия, оно, скорее, является сегодня правовым обычаем, имеющим, однако, вполне понятные корни.

«В Казахстане случаев потребительского экстремизма зафиксировано не было. У нас в стране люди ленивы, - поясняет Светлана Романовская. – Они и свои-то законные права не защищают, не то чтобы на этом зарабатывать. Конечно, стоит отметить, что за последний год ситуация меняется».

По данным АЗК, из всех жалоб потребителей, поступающих в агентство, 41% претензий - к качеству товаров, 29% - к качеству услуг. На третьем месте по количеству жалоб сфера жилищно-коммунального хозяйства и строительства - 21%, в то время как недовольство работой КСК, согласно отчету о деятельности ОЮЛА «Лига потребителей Казахстана» за 2012 год, занимает лидирующую позицию в рейтинге жалоб потребителей. (граф.1)

На практике возникает множество вопросов, связанных с правовым регулированием и механизмом защиты прав потребителей не только в сфере коммунальных услуг, но и в банковском секторе. Потребители жалуются на банки и другие финансовые институты из-за предоставления недостоверной информации, завышения  процентных ставок, недостоверной рекламы, сложных формулировок в договорах, отказов вносить изменения в договоры. Это связано и с отсутствием четкой системы взаимоотношений потребителей и поставщиков услуг, и с многочисленными лазейками в законодательстве.

Сегодня, с учетом предстоящего вступления Казахстана в ВТО, принятие нового закона как никогда актуально. Пока же спасение утопающих - все еще дело самих утопающих. Общественность не должна стоять в стороне. Потребители в равной степени участвуют в охране своих прав, как и государство. Необходима активизация граждан для решения экономических и социальных проблем.  Общество должно критически относиться к качеству товаров и услуг, быть вовлеченным в процесс, социально ответственным, солидарным. Эти принципы еще в 1980 году озвучил президент Всемирной организации союзов потребителей Анвар Фазал, и они легли в основу создания многих организаций, занимающихся защитой прав потребителей.

«Любой желающий может зарегистрироваться в Лиге потребителей Казахстана, - поясняет Светлана Романовская. – Граждане могут встать в один ряд с общественными организациями и защищать свои права на качественные товары и услуги. Тем самым будут созданы условия для функционирования экономически безопасного, надежного и прозрачного рынка в Казахстане».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее