злоПОТРЕБЛЕНИЕ Правом

Согласно списку Всемирной организации союзов потребителей, каждый имеет право на: информацию, безопасность, выбор, возмещение ущерба, потребительское образование, удовлетворение базовых потребностей, здоровую окружающую среду, а также право быть услышанным

злоПОТРЕБЛЕНИЕ Правом

Вице-премьер Казахстана Кайрат Келимбетов поручил госагентству по защите конкуренции (АЗК) к апрелю 2013 года подготовить концепцию проекта нового закона о защите прав потребителей.  Он призван защищать права покупателей, которые зачастую оказываются жертвами недобросовестных продавцов. Действующий закон РК о защите прав потребителей разработан еще в 1991 году. В 2010 году принята вторая редакция закона, и в этом году будет принята третья редакция.

Потребители — это все мы

Защита потребителя - комплексная социальная проблема, касающаяся не только различных отраслей публичного и частного права, но и экономических, социологических, социально-психологических и иных аспектов жизни современного общества. Во время существования СССР единственным органом, который, так или иначе, занимался защитой прав потребителей, было Министерство торговли. Когда Советский Союз распался, а дефицит исчез, стало понятно, что потребление - это еще и большая ответственность. Некоторые эксперты считают, что у граждан стран СНГ до сих пор сохранилась ментальность советского человека, который привык надеяться на государство и не готов к отстаиванию своих прав.

Советская система так называемой защиты потребителя от недобросовестных производителей товаров и услуг строилась на строгой надзорной и контрольной функции государства. В то время уделялось огромное внимание качеству продуктов, которые должны были соответствовать государственным стандартам, и это строго контролировалось. Нарушение стандартов считалось уголовным преступлением.

Такая система превентивной защиты оправдывала себя тем, что потребителю обеспечивалось поставка изначально качественного продукта. Теперь же подход к качеству продуктов изменился: самоустранение государства и отсутствие баланса между несколькими нормативными актами РК, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, приводят к неудовлетворительному выполнению контрольных функций. В результате при довольно впечатляющем количестве контрольно-надзорных органов в стране их влияние на качество продовольствия, товаров и услуг не обеспечивает законных прав и интересов потребителей.

«Конечно, государство должно строго контролировать соблюдение стандартов качества продукции в стране, но в этом также должно принимать участие и само общество, - говорит член Высшего координационного Совета Международной конфедерации обществ потребителей Светлана Романовская. – Надо меняться людям. Необходимо повышать правовую грамотность и формировать менталитет грамотного потребителя в Казахстане».

Принятие закона «О защите прав потребителей» стало важным и значимым событием для потребителей, которые могут теперь отстаивать свои права, в том числе в судебном порядке. Однако потребительское законодательство не ограничивается одним законом. Конституция страны закрепляет право граждан на отдых, охрану здоровья, образование и т.д., устанавливает гарантии на осуществление этих прав. Отношения в области защиты прав потребителей также регулируются законами «О сертификации», «О стандартизации», «О естественных монополиях и регулируемых рынках», «О безопасности пищевых продуктов», «О техническом регулировании» - и другими.

Из крайности в крайность

Обсуждая ситуацию с защитой прав потребителей, не нужно забывать про такое явление, как «потребительский экстремизм». Под этим словосочетанием, согласно международной практике, следует понимать «попытку недобросовестного клиента, манипулируя юридическими нормами в корыстных целях, не защитить свои права, а получить определенную выгоду и доход». В Казахстане действующее законодательство не содержит такого понятия, оно, скорее, является сегодня правовым обычаем, имеющим, однако, вполне понятные корни.

«В Казахстане случаев потребительского экстремизма зафиксировано не было. У нас в стране люди ленивы, - поясняет Светлана Романовская. – Они и свои-то законные права не защищают, не то чтобы на этом зарабатывать. Конечно, стоит отметить, что за последний год ситуация меняется».

По данным АЗК, из всех жалоб потребителей, поступающих в агентство, 41% претензий - к качеству товаров, 29% - к качеству услуг. На третьем месте по количеству жалоб сфера жилищно-коммунального хозяйства и строительства - 21%, в то время как недовольство работой КСК, согласно отчету о деятельности ОЮЛА «Лига потребителей Казахстана» за 2012 год, занимает лидирующую позицию в рейтинге жалоб потребителей. (граф.1)

На практике возникает множество вопросов, связанных с правовым регулированием и механизмом защиты прав потребителей не только в сфере коммунальных услуг, но и в банковском секторе. Потребители жалуются на банки и другие финансовые институты из-за предоставления недостоверной информации, завышения  процентных ставок, недостоверной рекламы, сложных формулировок в договорах, отказов вносить изменения в договоры. Это связано и с отсутствием четкой системы взаимоотношений потребителей и поставщиков услуг, и с многочисленными лазейками в законодательстве.

Сегодня, с учетом предстоящего вступления Казахстана в ВТО, принятие нового закона как никогда актуально. Пока же спасение утопающих - все еще дело самих утопающих. Общественность не должна стоять в стороне. Потребители в равной степени участвуют в охране своих прав, как и государство. Необходима активизация граждан для решения экономических и социальных проблем.  Общество должно критически относиться к качеству товаров и услуг, быть вовлеченным в процесс, социально ответственным, солидарным. Эти принципы еще в 1980 году озвучил президент Всемирной организации союзов потребителей Анвар Фазал, и они легли в основу создания многих организаций, занимающихся защитой прав потребителей.

«Любой желающий может зарегистрироваться в Лиге потребителей Казахстана, - поясняет Светлана Романовская. – Граждане могут встать в один ряд с общественными организациями и защищать свои права на качественные товары и услуги. Тем самым будут созданы условия для функционирования экономически безопасного, надежного и прозрачного рынка в Казахстане».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики