Рывок Поднебесной

Китай, который десятилетиями был большой фабрикой, обслуживающей Европу, Японию и США, превращается в самостоятельного технологического "тигра". Он уже совсем скоро сможет заставить представителей западного мира разговаривать с ним по-другому

Рывок Поднебесной

Долгое время тот факт, что Китай занимается производством едва ли не всех продуктов материального мира на планете, мало кого беспокоил. Разработкой, дизайном и научными исследованиями по-прежнему занимались в странах "золотого миллиарда". Бизнесмены же из этих стран зарабатывали себе почти всю прибыль на торговле товарами под брендом Made in China. Но в последнее время все отчетливее становится видно, что Китай из главного мирового производителя товаров постепенно превращается в одного из главных разработчиков. Это грозит западному миру большими проблемами.

Все мы помним, как еще десять лет назад товары с пометкой Made in China покупались даже в постсоветских странах крайне неохотно. Считалось, что в Поднебесной могут производить только ширпортреб. Зато теперь никого не удивляет, что в этой стране производится сегодня почти все, чем мы пользуемся: от смартфонов и компьютеров до одежды и часовых механизмов. За прошедшие 10-15 лет Китай избавился от образа производителя исключительно дешевой и ни на что не годной продукции. Теперь производители жалуются, что в Китае из-за роста благосостояния рабочих размещать производство оказывается слишком дорого. Мол, в Поднебесной сегодня выгодно размещать заказы только дорогой и высокотехнологичной продукции, а все остальное проще заказывать у индийцев, индонезийцев, таиландцев, малазийцев.

Но Китаю этого мало. Он хочет стать влиятельной в технологическом мире державой. Мотив этого прост: китайцы начинают понимать, что плата за экстенсивный экономический рост слишком велика (это и экология, и проблемы быстрой урбанизации), а прибыльность сборочного бизнеса непозволительно низка. Судите сами: специалисты из Азиатского банка развития еще в 2009 году подсчитали, что на тот момент себестоимость iPhone 3G составляла 179 долларов, но Китаю от этой суммы перепадало только 6,5 доллара. Поднебесной доставалось только 3,6% от выручки с каждого смартфона Apple. Остальное получали непосредственно Apple, розничные сети США и Европы и производители компонентов для этого телефона: Samsung, Toshiba, Infineon, Broadcom, Qualcomm и другие компании.

Были и другие подобные расчеты. Так, Кеннет Крамер из Калифорнийского университета в 2010 году подсчитал, что из 549 долларов, за которые в США продавался iPhone 4, в Китай попадало только четыре доллара. Эксперт тогда прямо говорил, что американские бизнесмены платят Китаю за производство их устройство сущую мелочь.

Поэтому сейчас китайцы активно скупают успешные компании по всему миру и в совершенно разных отраслях экономики - от производства автомобилей до модных брендов одежды. При этом в КНР стремятся приобретать не только и не столько раскрученные торговые марки, сколько технологии и ценные европейские кадры.

По этой причине многие китайские производители "железа" стали активно раскручивать собственные торговые марки, и не без успеха. Характерный пример - компании ZTE и Huawei, которые в прошлом году смогли войти в тройку крупнейших мировых вендоров на рынке смартфонов.

В последнем докладе Евростата прямо указывается: по экспорту высокотехнологичных товаров Китай уже обошел и Европу, и США. За последние 10 лет этот показатель вырос в пятьдесят раз - с 10 млрд долларов в год до 500 млрд.

Растут и сложность производства, доля добавленной стоимости Китая в структуре экспорта. Экономисты Всемирного банка и университета Тафтса подсчитали, что в период с 2000 по 2006 годы доля добавленной стоимости в китайском процессинговом экспорте выросла с 35% до 49%. В Поднебесной с каждым годом становится все больше компаний, которые ориентированы не только на "обычное" производство устройств по зарубежным техническим чертежам, но и на разработку собственных продуктов.

Хороший пример - компания Xiaomi, которую все уже называют "китайской Apple". Компания делает навороченные гаджеты, которые по аппаратной и технической части уже превосходят и устройства от Apple, и аппараты от Samsung. Пока что эта компания мало известна за пределами крупных китайских городов, но нет никаких сомнений в том, что скоро о ней заговорят и на Западе.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности