Тревожный звонок

Очередная попытка государства снизить тарифы мобильных операторов свидетельствует о том, что болевая точка найдена верно, но предложенные решения неэффективны

Тревожный звонок

 

 

 

 

 

 

Рынок мобильной связи в Казахстане стремительно развивается, что подтверждается не только годовыми финансовыми показателями ведущих операторов, но и растущим объемом абонентской базы.

На рынке мобильной связи в Казахстане присутствуют такие крупные игроки, как TeliaSonera (K-cell), VimpelCom (KaR-Tel) и Tele2, которым суммарно принадлежит 95% рынка.

Цены на услуги мобильной связи в Казахстане являются одними из самых высоких не только в регионе, но и во всем мире; к тому же специалисты прогнозируют рост самого рынка (увеличение количества абонентов), что делает его весьма привлекательным для участников. Ключевым является вопрос ценообразования услуг мобильной связи: отражает ли это действительное положение вещей или является следствием монополизации рынка несколькими крупными игроками, которые диктуют цены?

Теория олигополии и заговоров

Согласно определению, олигополии – это тип несовершенной конкуренции в рыночной структуре, когда доминирует крайне малое количество фирм. Как было отмечено выше, рынок мобильной связи у нас контролируют три оператора, которые в совокупности обслуживают  более 96% потребителей. Это свидетельствует о существовании олигополии на нашем рынке. Необходимо отметить важные свойства подобной рыночной конструкции:

  • завышенные цены на товары и услуги (так как предложение на рынке имеет большую «власть» над спросом ввиду отсутствия конкуренции);
  • снижение качества товаров и услуг (производители стремятся к максимальной прибыли, при этом самым распространенным  методом является сокращение затрат на обеспечение качества продукта);
  • участники рынка пытаются сохранить сложившееся положение и не допустить новых игроков, что усилило бы конкуренцию, а значит –  осложнило им жизнь.

Экономистами разработан специальный индекс для оценки степени монополизированности рынка – Индекс Херфиндаля – и оценки допустимости слияний и поглощений в рамках «антитрестовского» законодательства.

Для казахстанского рынка мобильных операторов этот индекс будет равняться

HHI = 54*54+40*40+1.8*1.8+4*4=4,560

Если значение названного индекса больше 2,500 то такой рынок называют высококонцентрированным. В развитых странах подобные рынки находятся под особым контролем государства.

Разрушители мифов

Главным аргументом для высоких цен на услуги мобильных операторов является низкая плотность населения в Казахстане:

  • Все крупные города расположены в большом удалении друга от друга
  • В самих городах численность населения невелика. Все это повышает стоимость развертывания инфраструктуры и увеличивает сроки ее окупаемости

Несомненно, эти факторы оказывают большое влияние на ценообразование, но нет ли здесь еще и соблазна у оператора манипулировать ими для обоснования дорогой связи? Иначе говоря: действительно ли в Казахстане дорогая связь только из-за географических и демографических факторов, в чем пытаются нас убедить операторы?

Для начала сравним Казахстан с другими странами, имеющими подобные характеристики.

Приведенное сравнение показывает, что Казахстан имеет более дорогую мобильную связь по сравнению со странами с аналогичными территорией и плотностью населения. Такое  поверхностное сравнение  не учитывает многих деталей и особенностей рынка, но отображает качественную сторону проблемы: наличие множества нюансов и технических ограничений усложняет процесс объективной оценки ценообразования, что, несомненно, на руку операторам мобильной связи. Еще одним интересным событием является появление на рынке мобильной связи Казахстана оператора “Теле 2” и последующее снижение тарифов у основных игроков.

Интерпретация этого факта косвенно подтверждает наличие у тарифов “запаса” цены, который в прежние времена аккумулировался в виде чистой прибыли. Появление подобного дискаунтера на рынке само по себе  подтверждает факт необоснованно высоких тарифов, а последующее снижение цен у конкурентов говорит о том, что природой высоких тарифов является здесь олигополия. 

Теория игр

Рядовые пользователи, регуляторы рынка и операторы в совокупности представляют собой систему сложных взаимоотношений.

Каждая из представленных сторон преследует свои интересы; упрощенно это выглядит как максимизация функций полезности, причем у операторов и пользователей противоположные цели (больше потреблять – меньше платить, и наоборот). Функция регулятора заключается в том, чтобы создавать такие правила игры, когда и пользователь и оператор получают максимальную выгоду от сотрудничества, а такое возможно лишь при рыночных и конкурентных условиях на рынке.

На рынке Казахстана при слабом регуляторе и сильных операторах (как было показано выше – олигополии) складывается (или уже сложилась) ситуация, в которой операторы пытаются получить максимальную прибыль, причем не совсем рыночными способами.

Что делать?

Сама по себе олигополия – неустойчивая структура, у ее участников всегда есть желание, снизив стоимость услуг, “переманить” клиентов; но для рынка мобильной связи есть существенное ограничение - это номер абонента (смена которого влечет за собой сложный процесс возобновления контактов). Т.е. мы должны отметить, что в краткосрочной перспективе пользователь не будет менять оператора при появлении более дешевого варианта услуги (проявление неэластичного спроса). Поскольку операторы прекрасно об этом осведомлены, то их стратегия будет основана на попытке сохранения единой ценовой политики (для рынка Казахстана – единой высокой стоимости).

Как было замечено выше, одним из сильных факторов, удерживающих клиента от смены оператора, является невозможность сохранить номер абонента. Но на сегодня эта проблема решена в ряде стран; собственно, технически это никогда и не было проблемой. Регулятор рынка должен законодательно предоставить возможность сохранить свой номер абонентам при смене оператора, тем самым сделать эту процедуру “безболезненной”.

Принятие подобного решения приведет к резкой перебалансировке абонетской базы (перетоку абонентов к более дешевым оператором), а присутствие на рынке оператора-дискаунтера послужит спусковым крючком; в конечном итоге установится “справедливая” цена, которая, судя по всему, будет в разы меньше сегодняшней.  

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности