Удачливые и проигравшие «народные капиталисты»

Маргарет Тэтчер
Маргарет Тэтчер

Инициатором самых масштабных народных IPO и по числу участников, и по статусу выводимых компаний стала премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер в конце 1970-х годов. Железная леди объявила приватизацию крупнейших государственных компаний страны, среди которых были всемирно известные BritishTelecom, BritishAirways, BritishTobacco, BritishGas. Были проданы также госпакеты в ряде компаний-монополистов, занимающихся водоснабжением и электроснабжением. Приватизация принесла бюджету 29 млрд фунтов стерлингов от продажи промышленных предприятий и еще 18 млрд — от продажи муниципальных домов. С именем Тэтчер, для которой было не так важно привлечь в госпредприятия частные инвестиции, как изменить мышление граждан, связано и понятие «народный капитализм». Акции предлагались простым людям, многие британцы стали акционерами, таким образом в стране был создан класс инвесторов, «народных капиталистов». Те, кто купил в то время акции крупнейших компаний, получили очень хороший доход. Стоимость 9 компаний, среди которых и вышеперечисленные, с момента размещения выросла совокупно на 419% и обогнала индекс британского рынка FTSE 100 почти в два раза. Самой массовой стала продажа акций British Gas: их купили около 4 млн человек. К 2010 году акции компании подорожали на 1200%.

Выиграли и сами компании: повысилась их эффективность за счет увеличения производительности труда.

Следующий за Тэтчер лидер консерваторов Джон Мэйджор во время своей предвыборной кампании объявил, что будут приватизированы железные дороги. В ноябре 1993 г. в Великобритании был принят закон «О железнодорожном транспорте», в соответствии с которым с 1 апреля 1994 г. британские железные дороги (компания «British Rail») как единое целое прекратили свое существование. На месте единой и единственной «British Rail» появилось множество частных компаний. Была образована компания «Railtrack», владеющая инфраструктурой железных дорог (железнодорожными путями, станциями, системами СЦБ и связи, искусственными сооружениями), но не занимающаяся их эксплуатацией. Функции эксплуатации, включая менеджмент (время поездок, графики движения), стали выполнять эксплуатационные компании, получающие франшизы на 5—7 лет. В целом количество субсидий, выплачиваемых государством железным дорогам, существенно сократилось. Однако основная цель — выход на безубыточную работу — достигнута не была. Кроме того, наличие большого количества игроков, появившихся в результате реформ, сильно усложнило и запутало процесс принятия решений. Государство принуждало Railtrack осуществлять инвестиционные проекты, которые акционеры не находили привлекательными, и, наоборот, не имело возможности отказаться от убыточных направлений.

В конце концов компания не смогла найти достаточно средств для поддержания инфраструктуры и при этом не могла выйти из этой ситуации через сокращение части сети (например, закрыть некоторые линии или продать их другой компании). В итоге после нескольких серьезных катастроф компания «Railtrack» стала исключительно непопулярной, и правительство прекратило субсидирование, сохранив при этом все требования. Затем произошло неизбежное банкротство компании, однако ее активы не достались кредиторам и не были проданы с аукциона, а были переданы в собственность компании «Network Rail» — квазигосударственной «бесприбыльной корпорации без акционеров». Таким образом, в марте 2002 г. Великобритания восстановила государственную собственность и субсидии на железнодорожную инфраструктуру, причем в обществе укрепилось мнение, что крах Railtrack был вызван не государственным регулированием, а неспособностью рыночных сил управиться с железными дорогами.

Несмотря на этот неудачный опыт с инфраструктурой, британское правительство намерено выставить на продажу Королевскую почту (RoyalMail). Госпакет акций будет продан осенью 2013 года. Британские народные IPO вошли в историю как удачные. Правда, ослабление финансового регулирования в ходе приватизации имело некоторые отрицательные последствия. В 1979 году было отменено валютное регулирование, что позволило увеличить инвестиции в иностранные рынки. Затем были сняты многие ограничения на Лондонской фондовой бирже. Как сказала политический экономист Сьюзен Стрэйндж, эта политика привела к формированию «капитализма казино»: спекуляции и финансовая торговля стали играть более важную роль, чем промышленное производство. В итоге Великобритания пережила мощную деиндустриализацию, следствием чего стала невозможность для части населения найти для себя приемлемую работу.

Из значительных народных IPO в других странах можно назвать продажу госпакета Bank of China в 2006 году, когда акционерами стали миллионы китайцев. Акции также показали хороший рост: начальная цена 2,95 гонконгских доллара увеличилась к концу апреля нынешнего года до 3,24 (рост 9,8%).

2006-й стал годом IPO, в том числе народных, и для российских компаний. Тогда государство выставило на продажу миноритарные пакеты в Роснефти, Сбербанке и Внешторгбанке (ВТБ). Акции первых двух эмитентов продавались по цене 203 рубля и 89 тыс. рублей соответственно, так что не каждый желающий смог купить эти бумаги. Нельзя назвать эти размещения подлинно народными, скорее, они были рассчитаны на инвесторов с определенным доходом — на средний класс и верхнюю его часть.

А вот акция ВТБ была оценена в 13,6 копейки. Купить их мог любой желающий, даже пенсионеры. Около 124 тыс. человек стали акционерами банка. И все они проиграли.Начиная с 2007 года стоимость акций падала и ни разу не достигла даже цены размещения. В момент проведения IPO некоторые аналитики предупреждали, что цена акций ВТБ завышена, однако к их мнению никто не прислушался. Спустя шесть лет после размещения государству пришлось произвести обратный выкуп акций по цене размещения. В октябре 2011 года глава ВТБ Андрей Костин в интервью газете «Коммерсантъ» признал, что данное народное IPO было ошибкой. «В будущем я бы прекратил практику продажи акций населению и сосредоточил бы эту работу в руках специализированных компаний и фондов», — заявил он. Впрочем, пример самого г-на Костина показывает, что и специалисты ошибаются: он приобрел акций своего банка на 26 млн рублей (1 млн долларов).

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее