Непорочная связь

В TeliaSonera оценивают IPO своей казахстанской «дочки», сотового оператора Kcell, позитивно и прогнозируют рост доходов этой компании по итогам текущего года чуть ниже 10%

Вейсел Арал
Вейсел Арал

Наверное, ни с одной из международных компаний, представленных в Центральной Азии, за последние несколько месяцев не было связано столько разнонаправленных новостей, как с финско-шведским холдингом TeliaSonera. В прошлом декабре казахстанская дочка компании — мобильный оператор Kcell — провела первичное размещение акций сразу на двух площадках — в Алматы (KASE) и Лондоне (LSE). Компания смогла сгенерировать по этому поводу массу позитивной информации.

Но осенью прошлого же года деятельность TeliaSonera в Центральной Азии (главным образом речь шла об Узбекистане и Казахстане) была подвергнута критике шведскими журналистами, заподозрившими компанию в коррупционных схемах (см. подробнее «Как швед под Тянь-Шанем» в «Эксперте Казахстан» от 4 февраля 2013 года). Впоследствии компании пришлось заказывать независимое специализированное исследование, призванное очистить репутацию и отразить наветы шведских СМИ.

В начале февраля в региональном подразделении компании произошли перестановки: главный исполнительный директор Kcell и руководитель по Центрально-Азиатскому региону Вейсел Арал был назначен президентом Евразийской бизнес-зоны TeliaSonera. Г-н Арал возглавил евразийское направление холдинга в не самое спокойное для TeliaSonera время. Возможно поэтому в беседе с «Экспертом Казахстан» г-н Арал был предельно краток и, как может показаться, говорил не вполне откровенно. В особенности это касается болевых точек мобильного оператора в РК: отношений компании с госорганами, ставок интерконнекта, инвестиционных планов. Впрочем, о перспективах развития рынка Вейсел Арал рассказал довольно доходчиво.

На то он и регулятор

— Вейсел, мы хотели бы поздравить вас с недавним назначением, пожелать успехов на этой должности. Первый вопрос, который возникает в этой связи — с чем связано ваше назначение, какие задачи ставятся перед вами?

— Я сменил на этой должности Теро Кивисаари, который с октября 2012 г. выполнял две функции после своего назначения президентом бизнес-зоны мобильных услуг в дополнение к работе на посту президента Евразийской бизнес-зоны. Евразию по-прежнему можно охарактеризовать как двигатель роста и развития TeliaSonera, и моей первоочередной задачей будет обеспечение соответствия нашего развития и роста стратегии и политике нашей группы компаний.

— Несколько месяцев назад шведские СМИ распространили информацию, в которой подвергали сомнениям добросовестность вашей компании в работе на рынках стран Центральной Азии. Вскоре компания инициировала независимое расследование. На каких материалах основывалось расследование, каковы основные выводы, к которым пришли специалисты Mannheimer Swartling?

— В результате проведенной оценки расследование пришло к выводу, что свидетельства вовлеченности TeliaSonera в дачу взяток или отмывания денег отсутствуют. Однако при этом Mannheimer Swartling сделала вывод, что внутренние механизмы контроля были недостаточны для того, чтобы выявить личность местного партнера в Узбекистане, и именно за это группу критиковали в шведских СМИ.

— Иностранные инвесторы всегда партнерски настроены по отношению к правительствам стран присутствия, но все-таки между регулирующими государственными органами и бизнесом нередко бывают моменты если не конфликтные, то вызывающие напряженность, спорные вопросы. Что бы вы отметили в числе таких спорных вопросов применительно к нашей стране?

— Как и во всех других странах, где мы работаем, нашим приоритетом является соблюдение в нашей деятельности всех местных законов и норм, установленных государством. Казахстан в этом отношении не является исключением.

— Периодически мобильные компании РК обвиняют в картельном сговоре. Не касаясь справедливости тех или иных обвинений, насколько это характерная ситуация для развивающихся рынков? Можно ли назвать разбирательства вокруг картельных сговоров характерной чертой стран нашего региона?

— Нет, я так не думаю. Каждый из развивающихся рынков имеет свои особенности, которые способны привести к вызванным конкуренцией коммерческим конфликтам между поставщиками услуг. Однако регулятивные органы существуют и работают над такими проблемами согласно законам и нормативам страны, и, в конце концов, все поставщики услуг должны им подчиняться.

Наступая на смартфонах

— Объем казахстанского рынка мобильной связи оценивается в два миллиарда долларов. Каковы перспективы развития этого рынка в перспективе ближайших 3–5 лет?

— В Казахстане все еще недостаточно распространены смартфоны. Около 12 процентов наших подписчиков имеют использующие большой объем данных смартфоны на основе операционных систем Android, iOS и Windows. Таким образом, пока не вырастет уровень использования смартфонов, количество потребляемых данных останется низким, что не способствует росту среднего дохода на абонента от получения данных. В настоящее время этот показатель у нас — 1 доллар, а в России, тенденции развития которой, как правило, повторяются и в Казахстане, он равен около 2,5 доллара. В России потребление данных уже составляет более 600 мегабайт, так что перед нами — долгий путь развития. Для развития рынка смартфонов в Казахстане должна работать сеть, а терминалы стать доступными. Надеемся, что уже в этом году или в ближайшем будущем на рынок выйдут китайские торговые компании с предложением смартфонов по цене до ста долларов, и это изменит картину с точки зрения потребления данных. Китайцы уже располагают сравнимыми с iPhone 3G смартфонами по цене около 120 долларов. Но положение дел действительно изменится, когда мы уйдем ниже отметки в сто долларов. Ожидаем, что рост в сегменте смартфонов в 2013 году составит двузначную цифру.

— Какой по вашим прогнозам будет EBITDA и чистая прибыль сотовых операторов РК и непосредственно Kcell в ближайшие 2–3 года? Что будет решающим образом влиять на прибыльность сотовых операторов в Казахстане в 2013–2015 годах?

— Я не могу комментировать ход дел других операторов мобильной связи в Казахстане, но что касается Kcell, в 2013 году мы ожидаем рост доходов на уровне несколько ниже десяти процентов, а рентабельность по EBITDA, исключая разовые расходы, останется на очень хорошем уровне — около 50 процентов на протяжении всего года. Прогнозируемое соотношение капитальных затрат к продажам — немногим более десяти процентов.

В 2013 году Kcell занимает хорошее положение для получения выгод от существенного потенциального роста рынка мобильной передачи данных в Казахстане. Мы планируем и дальше разворачивать нашу сеть 3G в целях расширения зоны покрытия. Kcell стремится оставаться лидером рынка с точки зрения доходов и количества абонентов за счет предложения продуктов и услуг по конкурентным ценам, расширения ассортимента продуктов и услуг, обеспечения высокого качества своей сети и повышения стоимости своего бренда.

Мы действительно испытываем высокое конкурентное давление, но, несмотря на это, на повышение нашей доходности влияет стремительный рост в сегменте услуг передачи данных, и мы ожидаем, что он продолжится и в текущем году.

С выходом на рынок Tele2 существенно выросла конкуренция, но представляется, что мы с этим справляемся. У нас хорошее положение, чтобы сохранять отличную прибыльность и генерирование денежных потоков и в то же время защитить свою долю рынка.

Кроме того, снижение предельной ставки налогообложения, изменения в законодательно-нормативной базе, в том числе касающиеся максимальных тарифов, установленных для внутрисетевых и внесетевых вызовов и выхода в интернет и системы выставления счетов, серьезно повлияли на нашу доходность в прошлом году. Полагаем, что в году текущем влияние изменений в законодательно-нормативной базе на наши итоговые результаты будет минимальным.

— Насколько, по-вашему, адекватна текущая стоимость мобильной связи в РК, в том числе и интерконнекта? Каковы предпосылки для снижения и на сколько процентов могут быть снижены цены на мобильную связь в нашей стране?

— Рынок телекоммуникационных услуг в Казахстане — единственная отрасль в стране, в которой тарифы для конечных потребителей, в том числе на интерконнект, постоянно снижались. А Kcell принимала активное участие в таком развитии событий, в том числе посредством большого набора региональных тарифов со специальными низкими ставками на внутрисетевые звонки в пределах региона проживания. У нас есть также пакеты услуг безлимитной голосовой связи и другие пакеты услуг голосовой связи, которые дают нашим абонентам возможность звонить по цене один тенге в минуту. Наши абоненты ценят это, о чем свидетельствует наш мониторинг роста количества минут связи в сети Kcell.

— Долгое время на казахстанском рынке присутствовали по сути два оператора, одним из которых является дочка TeliaSonera — Kcell. Недавно в борьбу за абонентов довольно успешно ввязалась компания Tele2. Как вы оцениваете рост конкуренции на рынке мобильной связи в Казахстане и других странах региона? Какое изменение рыночной доли Kcell в этом сегменте вы ждете в ближайшие несколько лет? Насколько конкуренция давит на показатели чистой прибыли компании?

— Телекоммуникационный рынок Казахстана отличался высоким уровнем конкуренции задолго до того, как в 2011 году на него вышла Tele2. Kcell также конкурировала с Beeline, начиная с 2005 года. Работал и оператор CDMA, Altel, и у него также были сильные позиции в ряде районов Казахстана. Не стоит забывать и о третьем местном операторе GSM, которого приобрела Tele2. В настоящее время в стране с населением несколько больше 16 миллионов человек работает четыре оператора, что объясняет достаточно высокий уровень конкуренции.

Несмотря на такую конкурентную среду, в исторической перспективе нам удалось добиться значительных успехов на нескольких фронтах. У нас прочные позиции в корпоративном сегменте, где средний доход на абонента выше, чем в сегменте массового рынка, и в то же время мы остаемся лидерами на рынке массовых услуг с точки зрения как голосовой связи, так и растущих объемов передачи данных. Как я уже говорил, полагаю, что в Казахстане сохранятся потенциал роста рынка передачи данных, и, по-моему, Kcell находится в хорошем положении, чтобы этим воспользоваться, благодаря своим инвестициям в услуги 3G, особенно в таких крупных городах, как Алматы, Астана, и других. Мы ставим в центр внимания интересы потребителей, что помогло обеспечить лояльность наших абонентов на уровне 77,9 пункта (согласно рейтингу EPSI). Таким образом, если мы сохраним гибкость и внимание к интересам потребителей в ходе предоставления своих услуг, я не считаю, что на нас окажет чрезмерное влияние конкуренция.

— Голосовая связь — не единственный сектор деятельности TeliaSonera в Казахстане и регионе. Как вы оцениваете рост казахстанского рынка мобильного интернета? Какую долю на нем компания занимает сейчас? Сколько планируется взять в ближайшие несколько лет?

— Как вам известно, Kcell — компания, зарегистрированная на Казахстанской и Лондонской фондовых биржах, и, к сожалению, я не могу дать ответ на этот вопрос, поскольку он будет считаться заявлением прогнозного характера.

Пять лет на широкую базу

— Какова общая сумма инвестиций компании в Центрально-Азиатский регион и в Казахстан конкретно планируется в ближайшие 3–5 лет? На что пойдут эти деньги?

— Стратегия группы TeliaSonera состоит в том, чтобы рассматривать возможности роста в рамках зоны нашего присутствия в регионе. От дальнейших комментариев мне придется воздержаться, поскольку это также вопрос прогнозного характера.

— Как вы оцениваете перспективы развития технологии 3G в Казахстане? Не отстает ли ваша казахстанская «дочка» по покрытию от конкурентов? Какой вклад в чистую прибыль будет давать использование мобильного интернета в будущем, на ваш взгляд?

— Kcell занимает хорошие позиции для того, чтобы получить выгоды от существенного потенциала роста услуг мобильной передачи данных в Казахстане. Мы развернули сеть 3G во всех крупных региональных центрах страны и продолжаем развивать ее, создавая дополнительные базовые станции 3G. Недавно мы завершили второй этап развертывания, и в настоящее время около 45 процентов из 5300 узлов сотовой связи работают в системе 3G. Со временем мы планируем достичь 65 процентов совместного размещения оборудования 2G и 3G в своих узлах сотовой связи. Стоит напомнить, что Kcell создала больше станций 2G и 3G, чем любой из ее конкурентов. Доходы от услуг передачи данных росли быстрыми темпами с очень низкой базы, и по мере распространения смартфонов мы надеемся в 2013 году на рост, выражающийся двузначными цифрами. Услугами 3G пользуются почти два миллиона абонентов Kcell, что подтверждает уровень развития связи 3G в нашей сети. Полный охват более широкой базы абонентов займет приблизительно 5 лет.

— Как вы оцениваете итоги IPO, проведенного Kcell? У Казахтелекома компания выкупила 49% исходя из цены всей компании 3,1 миллиарда долларов, а размещение — исходя из цены 2,1 миллиарда. Почему Teliasonera согласилась с такой существенной разницей?

— Результаты IPO были очень хороши. В итоге нам удалось привлечь 525 миллионов долларов, и те, кто приобрел акции Kcell с первого дня, заработали на их стоимости более 30 процентов. TeliaSonera считает, что текущая оценка является вполне разумной в нынешних инвестиционных условиях, если учитывать стратегическую ценность Kcell для TeliaSonera. Также важно не забывать и то, что при преобразовании актива в публичный всегда имеет место дисконт приблизительно на 15 процентов по сравнению с ценами слияний и поглощений.     

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее