Спасительное увольнение

Google сократит 1200 рабочих мест, или 10% всех сотрудников Motorola Mobility. Впрочем, это обычные действия в рамках оптимизации деятельности убыточной компании, и Google не будет торопиться так скоро прощаться с этим дивизионом

Спасительное увольнение

Google сократит 1200 рабочих мест, или 10% всех сотрудников Motorola Mobility. Компания в прошлом августе уже потеряла 4 тыс. работников, после того как продемонстрировала операционный убыток в размере 850 млн долларов в течение двух кварталов подряд, пишет Guardian. Так, в третьем квартале прошлого года Motorola Mobility понесла операционные убытки более 500 млн долларов, после чего последовала потеря более чем 350 млн долларов в четвертом квартале.

Сокращения коснутся работников Motorola Mobility в Соединенных Штатах, Китае и Индии. В конце 2012 года в компании трудились 11113 сотрудников. Как отметили в Google, компания пойдет на этот шаг в надежде на восстановление производственного бизнеса Motorola Mobility. "Данные действия являются продолжением сокращения рабочих мест, о котором мы объявили летом прошлого года, –  сообщила представительница компании. – Это, очевидно, очень тяжело для соответствующих работников, и мы готовы помочь им в этот трудный переходный период".

Motorola когда-то доминировала на рынке бизнес-телефонов, но ее обогнали производители смартфонов и другой более востребованной техники. Один из сотрудников компании заявил Wall Street Journal, что "хотя мы очень оптимистичны по поводу новых продуктов нашей компании, мы по-прежнему сталкиваемся с вызовами ... наши затраты слишком высоки, мы действуем на рынках, где неконкурентоспособны, и в итоге теряем деньги".

По всей видимости, корпорация Google, которой принадлежит Motorola Mobility, начинает избавляться от ненужного бренда и от лишних издержек, отмечает ведущий аналитик МФЦ Артур Копышев. Motorola Mobility была приобретена компанией Google в 2011 году, причем основной целью покупки было получение доступа к патентам компании (всего около 17000 патентов). Приобретение компании, владеющей патентами, объяснялось стремлением как можно быстрее доработать собственные продукты (прежде всего операционную систему Android) и желанием ограничить доступ к патентам для конкурентов из Apple, Microsoft, Oracle.

Теперь же, чтобы не нести лишние издержки, вполне благоразумной является их минимизация, в том числе путем сокращения персонала. В целом, мы полагаем, действительно можно наблюдать смерть бренда Motorola. Дело в том, что после 2008 года лидерами рынка мобильных телефонов стали компании, агрессивно вышедшие на рынок смартфонов. Как следствие, мы увидели подъем компаний Samsung и Apple. Компании, не сумевшие динамично влиться в новый поток – Nokia, Motorolla – неизбежно начали терять долю рынка. Тем не менее Nokia имеет шанс выжить благодаря союзу с Microsoft. Для Motorola союз с Goggle, видимо, не приносит большой пользы, так как для операционной системы Google Android основным производителем «трубок» является Samsung, т.е. Goggle не делает ставку на Motorola.

Но, приобретая Моторолу, в Google, скорее всего, понимали, что компания нерентабельна и в дальнейшем потребует серьезных структурных изменений, отмечает Максим Зайцев, старший аналитик ИГ "Норд-Капитал". Такое решение вполне оправданно: Motorola Mobility убыточна, и нужно искать пути повышения её эффективности. Мера вполне ожидаема и, безусловно, это не означает, что в Google задумали избавиться от производителя мобильных телефонов.

Учитывая, что для Motorola Mobility это не первые сокращения, мера не является шоковой: это просто действия головного руководства по оптимизации работы подразделения, отмечает начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК «Солид» Михаил Королюк. Можно назвать это вполне стандартной и закономерной ситуацией: компания оптимизирует расходы, сокращая в первую очередь бюджеты, выделяемые на развитие и расширение, по принципу «главное – пережить трудные времена, сохранив потенциал для роста в период восстановления экономики». Надо отметить, что у самой Google все вполне оптимистично, чистая прибыль компании по итогам 2012 года выросла на 10,2% (до 10,74 млрд долл.), выручка составила 50,17 млрд долл. показав рост на 32,3%. Motorola Mobility была приобретена Google только в конце 2011 года, сумма покупки на 63% превысила рыночную цену и составила 12,5 млрд долл., и, разумеется, Google на самом деле не будет торопиться так скоро прощаться с этим дивизионом.

Вероятно, есть способы добиться повышения прибыльности Motorola и без сокращения персонала, однако при реструктуризации бизнеса, как правило, первыми оптимизируются расходы именно на персонал, говорит аналитик Инвесткафе Илья Раченков. В любом случае рентабельность бизнеса Motorola намного ниже таковой у основного бизнеса Google, интернет-рекламы, и падение общей маржи негативно воспринимается инвесторами. Также при присоединении компании всегда возникает определенное дублирование функций между административным персоналом, и часть его без потери эффективности можно сократить.

И в этом свете, заключает эксперт, решение Google выглядит абсолютно оправданным: очевидно, что компания намерена монетизировать ОС собственной разработки, тогда как сейчас ее решения активно используются другими производителями, которые бьют рекорды по темпам роста, - например, Samsung. Замкнув производственный цикл целиком на себя, Google может получить часть сегмента мобильных устройств и добиться роста выручки и маржи Motorola.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?