Изгнание из храма

Китайские власти объявили войну коммерциализации религии. В Пекине считают неприемлемым извлечение прибыли из чувств верующих

Изгнание из храма

На новость, пришедшую из северо-восточной провинции Шаньси, мало кто обратил внимание. Подумаешь: полиция задержала шестерых мошенников, переодетых буддистскими монахами, которые выпрашивали у туристов и паломников деньги якобы на содержание храмов.

Прибыльный опиум для народа

Еще несколько лет назад известие о таком аресте стало бы сенсацией. Сейчас же это - самое рядовое событие в Поднебесной: лжемонахов задерживают толпами. Причем они часто действуют по просьбе администрации храмов, которые все больше входят в раж и все больше превращаются в самые настоящие коммерческие предприятия по выкачиванию денег из верующих.

Полиция уверяет, что в упомянутом конкретном случае лжемонахов на прибыльный промысел отправило руководство храмов. У храмов, кстати, аннулировали разрешения на коммерческо-хозяйственную деятельность. Если  же они его восстановят - а в том, что это рано или поздно произойдет, мало кто сомневается, - то будут вести себя осмотрительнее.

Нельзя сказать, что власти сидят сложа руки и ничего не делают. Правительство КНР старается держать религию - так же, как, впрочем, и все остальное, под жестким контролем. Святыни и храмы находятся в ведении государственных организаций. Однако по мере того, как становится все более очевидным, что религия является вполне доходным бизнесом, особенно в сочетании с туризмом, многие храмы пытаются зарабатывать на этом деньги и все чаще превращаются из религиозных учреждений в коммерческие предприятия.

Храмовые свечи по коммерческим ценам

Пока в сражении между Буддой и Маммоной бог наживы явно одерживает верх. Сокровенная мечта многих китайских храмов и монастырей - напечатать акции и разместить их на фондовых биржах. Число таких коммерсантов от религии растет в геометрической прогрессии. В прошлом году, к примеру, об IPO сообщили буддистская святыня на горе Путо в провинции Чжэцзян, руководители святынь на горе Утай в провинции Шаньси и на горе Цзюхуа в Аньхое, то есть - на трех из четырех священных для китайских буддистов гор.

Хотя официальные лица отрицают это, очень настойчивые слухи ходят и о том, что на биржу хочет выйти знаменитый Шаолиньский монастырь. Первая попытка была предпринята еще три года назад, когда туристический департамент провинции Хэнань попытался выпустить акции Шаолиня и разместить их на бирже. Тогда от окончательной коммерциализации и без того изрядно потерявший многовековой шарм монастырь спас только решительный отпор настоятеля. Он дошел до Пекина и пожаловался на коммерсантов от туризма центральным властям.

Как нетрудно догадаться, планы коммерсантов от религии полностью поддерживаются местными властями. Они тоже внакладе не останутся: перепадет жирный кусок в виде части доходов от туризма.

Многие памятники старины приносят благодаря туристам большие деньги и нередко превращаются в торгово-развлекательные центры с гостиницами, магазинами, ресторанами рынками и т.д.

Местные власти неплохо зарабатывают на древних храмах, монастырях и прочих туристических достопримечательностях, но хотят зарабатывать еще больше. Так и родилась идея выпускать акции и прочие ценные бумаги под наиболее известные и популярные храмы и монастыри и размещать их на биржах, то есть превратить культовые сооружения в самые обычные коммерческие предприятия.

Кстати, ничего удивительного, что такая идея пришла в головы именно китайским чиновникам. В Поднебесной сейчас мирно уживаются формальный коммунизм и бурно развивающийся капитализм. Такой странный симбиоз порой приносит экзотические плоды вроде акций храмов и монастырей.

Известны случаи, когда коммерсанты подкупали чиновников на местах, и те разрешали им использовать храмы в коммерческих целях. К примеру, в январе 2012 года китайские СМИ сообщили, что в южной провинции Юньнань местные власти сдали двум бизнесменам в аренду храм за 7,2 млн. юаней (1,1 млн. долларов) в год. Те наняли актеров, которые притворялись монахами и просили туристов жертвовать на храм. Коммерсанты наладили бойкую торговлю ароматизированными свечами и палочками с благовониями по завышенным ценам.

Победа в бою, но не в войне

Противники коммерциализации религиозных святынь уверены, что превращение в коммерческие предприятия ведет их к прямому разрушению, а также нанесет сильный удар по чувствам верующих. Деньги же руководству монастырей и храмов нужны, по их мнению, не для  сохранения и развития, а  в первую очередь для личного обогащения. Экономика и коммерция не могут и не должны пересекаться с религией, считают они.

Иногда общественности удается одерживать победы. Например, после многочисленных жалоб в Пекин местные власти были вынуждены приостановить процесс выхода на Гонконгскую биржу храма Фамэн в Сиане.

Во многом благодаря энергичному противодействию общественности Государственное управление по делам религий КНР лишило инвесторов надежного источника средств - самых известных китайских храмов и исторических памятников, запретив последним выпускать ценные бумаги, потому что подобное использование храмов противоречит их религиозному назначению.

«Храмы являются местами поклонения и не могут использоваться в целях коммерции, – заявил на пресс-конференции в Пекине директор Управления по делам религий Лю Вэй.– Не знаю ни одной страны, где храмы регистрировались бы на биржах».

Несмотря на это решение, говорить о полном спасении храмов и монастырей от коммерсантов-чиновников и бизнесменов преждевременно. Пекин далеко, а местные власти, которым коммерциализация святынь выгодна, близко. Последнее слово зачастую остается за ними. К тому же, как мы видели выше, вовсе не обязательно идти в ногу со временем и печатать ценные бумаги. Зарабатывать на чувствах верующих можно хоть и менее прибыльным, но, с другой стороны, более надежным дедовским способом: например, переодев в монашеское одеяние актеров и заставив их просить подаяние.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?