Свидетели E-GOV

Говоря о расходах на реализацию программы электронного правительства, нельзя уйти от вопроса об эффективности: что изменилось в этой сфере за 9 лет, каковы результаты. На первый взгляд - сделано, вроде, немало, но трудно сказать, можно ли было провести эту работу лучше, потому что в ходе ее не было независимого, ориентированного на общественное мнение мониторинга

Свидетели  E-GOV

С 2005 года разрабатывалась и активно вводилась программа так называемого электронного правительства. Споров и вопросов по этому поводу было много, но сейчас уже все опасения позади, и вполне очевидными стали плюсы ЭП.

Кому это надо?

В отечественном законодательстве термин «электронное правительство» (ЭП) означает  систему управления на основе информационно-коммуникационной инфраструктуры, направленную на своевременное и качественное исполнение государственных функций. Через  единый информационный ресурс можно получать различные государственные услуги, минуя кабинеты чиновников и очереди. Это существенно снижает затраты как административного аппарата, так и предпринимателей и частных лиц, позволяет обеспечить максимальную прозрачность государственного сектора и доступность его услуг населению.

К примеру, число родителей, поставивших ребенка в очередь на детсад через портал  egov.kz, за восемь месяцев этого года возросло в 122 раза: если в январе электронной услугой воспользовались 8 семей,  то на сегодня почти 1000 казахстанцев оценили новые возможности.

Увеличивается число тех, кто подал заявление на регистрацию брака через портал электронного правительства. Если на  начало года таких пар было только 160, то спустя 8 месяцев их стало около 2500.

Сегодня на портале е-правительства населению оказывают 157 услуг, выдается 81 вид электронных лицензий. Всего по итогам 2012 года население получило более 10,7 млн е-услуг, выдано 19 740 электронных лицензий. Ежедневно портал посещают до 30 000 человек. С начала 2013 года в электронном виде выдается  80 видов различных разрешительных документов.

Признание  за бугром

Немаловажным итогом внедрения и использования е-правительства явилось международное признание. Так, в рейтинге ООН, где оценивались 192 страны, по сравнению с 2010 годом наше государство поднялось с 46-го на 38-е место. При этом индекс онлайн-услуг вырос на 10 позиций, а телекоммуникационной инфраструктуры – на 14 позиций. По индексу е-участия, который определяет возможность общения граждан с правительством, Казахстан занял 2-е место.

По словам вице-министра транспорта и коммуникаций РК Сакена Сарсенова, наряду с положительной оценкой казахстанцев, важную роль играет  и признание за рубежом.

«Один из известных мировых экспертов, член правления академии электронного управления Эстонии Арво Отт быстрое и динамичное развитие IТ-технологий в Казахстане назвал результатом хорошего планирования. IT-эксперт из США Стефен Ибараки сказал, что Казахстан достиг высокого уровня в развитии е-правительства и что другим странам теперь есть чему у нас поучиться»,- отметил г-н Сарсенов в интервью нашему изданию.

Напомним, что в отчете Всемирного Экономического Форума за 2012 – 2013 год по индексу глобальной конкурентоспособности Казахстан поднялся на 21 позицию и достиг 51 места.

В рейтинге глобальной конкурентоспособности Международного института развития менеджмента (IMD) за 2012 год республика расположилась на 32 месте, опередив Индонезию, Турцию, Италию и многие другие страны.

В исследовании Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (IFC) «Doing Business-2013» Казахстан поднялся с 56-го на 49-е место по условиям ведения бизнеса.

Однако директор фонда «Информационная Инициатива», эксперт в области электронного правительства и доступа к информации Михаил Тюнин придерживается иной позиции, нежели вице -министр . Он считает, что одно дело - оценивать е-правительство по количеству созданных сервисов (а именно по количественным показателям делался рейтинг), другое дело - оценивать качество электронного взаимодействия граждан с госорганамии.

«Если б оценивались качественные показатели, то, по-моему, рейтинг оказался бы куда скромнее. Понимаете: то, что я видел в Эстонии еще 10 лет назад, стало появляться только сейчас у нас в Казахстане. Мы довольно сильно отстали от этой небогатой республики. Я хотел бы пожелать сотрудникам Минтранскома и другим структурам, реализующим программу электронного правительства, ориентироваться больше не на международные рейтинги, а на мнение граждан своей страны», - отметил наш собеседник.

Как у всех?

Говоря об электронном правительстве, следует отметить, что наша страна сильно запоздала с внедрением этой программы. Сегодня во многих развитых странах уже успешно реализована и широко используется система автоматизации наиболее востребованных государственных услуг, взаимодействия населения и госструктур на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий.

Взять хотя бы Эстонию. Эксперты утверждают, что во всем мире только в этой стране электронное правительство работает по-настоящему. Отчет о конкурентоспособности в сфере IT-технологий, подготовленный Всемирным экономическим форумом, ставит Эстонию на 25-е место среди 133 государств, а в сфере доступности электронных услуг она оказалась даже на первом.

История создания электронного правительства Эстонии началась в конце 90-х. Правительство запустило тогда программу «Прыжок тигра», предусматривающую компьютеризацию страны. Почти в каждой школе республики появился Интернет. Десятки тысяч жителей Эстонии приняли участие в государственной программе по бесплатному обучению пользованию интернетом. В парламенте полностью отказались от бумажного делопроизводства, переместив его на электронные носители.

По утверждению экспертов, 98% банковских операций в стране теперь проходят через систему интернет-банкинга. Опыт Эстонии ценен и для нашуй страны. Министр транспорта и коммуникаций  Казахстана Аскар Жумагалиев назвал “уникальным” опыт “е-правительства” Эстонии. Также он отметил, что Казахстану интересен уникальный опыт в части внедрения eGov и голосования. Возможно, что в скором времени мы начнем перенимать опыт более успешной страны в e-government.

Не без минусов

Бесспорно, что наличие е-правительства - лучше, чем его отсутствие. Еще 6-7 лет назад мы очень много времени тратили, чтобы получить документы на недвижимость, поменять паспорт, зарегистрироваться по месту жительства. А получить, например, ответ от руководителя госоргана в  электронном виде было просто невозможно. Безусловно, е-правительство намного облегчило взаимодействие граждан и государства.

Однако и здесь не обошлось без недочетов и упущений. В интервью «Эксперту Казахстан»  медиа-консультант и известный блогер Жанна Прашкевич поделилась своими наблюдениями о портале egov.kz.

«Я сама пользуюсь порталом электронного правительства и, к сожалению, часто приходилось обращаться за технической поддержкой. Ее начинают оказывать качественно  только после возмущения в блогосфере. В целом же пользователь получает «отписки», вроде «недостаточно информации для обработки запроса» или «этот вопрос вне рамок нашего ведомства». То есть выходит то же самое обивание порогов – только на этот раз электронных. Хорошо бы внедрить в egov.kz принцип «одного окна», когда в процессе решения проблем пользователей не отсылают к третьим лицам, а стараются предоставить wow-сервис»,- отметила г-жа Прашкевич.

По мнению Михаила Тюнина, минус е-правительства и в том, что изначально оно ориентировалось на автоматизацию бюрократических процессов, предоставление сервиса бизнесу и госструктурам, а услуги для граждан по факту оказались на последнем месте.

«На мой взгляд, был упущен момент, когда е-услуги для граждан нужно было вводить быстрее и массово. База потребителей была готова уже  в 2007-2008 годах. Только совсем недавно был разработан закон, регулирующий предоставление госуслуг. Мне  кажется, что это нужно было сделать 4-5 лет назад, тем самым повысить взаимодействие граждан с государством. Если бы это было сделано, то не нужно было бы призывать граждан больше доверять государству. Граждане сами бы доверяли больше, видя, что собранные с них налоги идут на благо народа в первую очередь,- говорит наш собеседник.

Он отмечает, что большим минусом при реализации электронного правительства является недостаточное законодательное обеспечение прав граждан на защиту персональных данных и доступа к информации. Мировая практика показывает: для того, чтобы е-правительство качественно развивалось, нужно в первую очередь принять законы « О доступе к информации» и «О защите персональных данных». Иначе доверие граждан к электронному правительству будет низким.

Председатель правления компании NITEC, которая занимается внедрением и сопровождением «электронного правительства» в Казахстане, Руслан Енсебаев считает, что основные проблемы в системе электронного правительства - это противники нововведения. 

«На местах некоторые чиновники, представители коммерческих организаций - например, банковские служащие, нотариусы еще не совсем охотно принимают электронные новшества в работе. Нередко возникают сложности в согласовании того или иного проекта, услуги», - отметил г-н Енсебаев.

Согласен с мнением Руслана Енсебаева и вице-министр Сакен Сарсенов. «В данной ситуации имеет место пассивное отношение населения к использованию ИКТ, потребители госуслуг продолжают работать и получать услуги по старинке, посещая госорганы и госслужащих. Для устранения такого недочета нами ежегодно проводятся мероприятия по безвозмездному обучению населения и бизнеса получению е-услуг», - заявил он.

Прекрасное далеко

Без сомнения, с достижением «электронной зрелости» казахстанцам станут доступны такие возможности, как страхование здоровья через Интернет, запись на прием к врачу в поликлинику, «виртуальное» общение с учителем своего ребенка и многое другое. Внедрение «мобильного правительства» предусматривает создание дополнительных возможностей для удобства и повышения качества предоставляемых услуг, расширения доступа к государственным услугам пожилых и людей с ограниченными возможностями, а также жителей сельских регионов.  До конца 2013 года планируется, что  на портале «электронного правительства» станут доступными 100% социально значимых государственных услуг.

Опыт стран, прошедших путь внедрения «электронного правительства», показывает, что онлайн- взаимодействие дает возможность сторонам прислушиваться к мнению друг друга, вести равный диалог. Это абсолютно верный подход к выработке серьезных и продуманных решений, которые становятся благом как для государства в целом, так и для каждого его гражданина.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики