Инвестор жаждет свободы

Меры, предлагаемые для повышения активности биржевого рынка, не будут достаточными без ослабления норм регулирования

Инвестор жаждет свободы

Создание Единого пенсионного фонда (ЕПФ), куда до 1 июля текущего года частные пенсионные фонды должны передать накопления граждан, негативно воспринято профессиональным сообществом. Реформа кардинально меняет привычный инвесторский ландшафт: активы в триллион тенге, как предполагают финансисты, фактически уйдут с открытого рынка.

И хотя правительство пока не представило четкой концепции новой инвестиционной стратегии объединенного фонда, уже ясно, что старые правила игры, существовавшие до последнего момента на фондовом рынке, уже не действуют. Однако и новые еще не созданы. Участники рынка только приступили к оформлению своих предложений властям и, возможно, представят их к концу весны. Впрочем, учитывая сложные базовые условия, в которых развивается фондовый рынок, можно прогнозировать, что его «раскачка» станет делом еще более сложным, чем это было до сих пор.

Главная неясность — сможет ли регулятор ослабить хватку и снизить требования. Уже давно говорится о том, что жесткое регулирование рынка не способствует его развитию. На столь неликвидном рынке не формируется рыночного ценообразования, да и манипуляций на порядок больше. И без снижения регуляторных требований сложно решить проблему рыночной оценки активов, а с новым витком ужесточений регуляторные меры становятся все менее эффективными.

Базис и надстройка фондового рынка

Современная конфигурация казахстанского биржевого рынка, который де-факто олицетворяет собой весь фондовый рынок из-за неразвитости внебиржевого сектора, незамысловата и проста. 53% рынка занимает валюта (6 832,1 млн долларов в абсолютном выражении), 42% — сделки репо (5 364 млн долларов), 3,9% — ГЦБ (503 млн долларов) и лишь 0,4% (56 млн долларов) акции и 0,3% (39,2 млн долларов) корпоративные облигации. Вполне понятно, что на такую слабую конъюнктуру крупный иностранный инвестор не придет.

Остается одна надежда — розница. Чтобы население принесло деньги на фондовый рынок, нужно несколько условий. В первую очередь изменить отношение к рискам. Во всем мире фондовый рынок — альтернативный механизм получения дохода, и этот механизм настроен так, что каждая категория инвесторов принимает на себя величину рисков, соответствующих их инвестиционной стратегии. Мелкие спекулятивные инвесторы «отъедают» личный кусочек прибыли от крупных игроков, рискуя наравне с ними. Масса консервативных розничных инвесторов инвестирует в инструменты с фиксированным доходом или годами сидит в акциях транснациональных компаний, ожидая постепенного роста стоимости и дивидендов.

Если частным инвесторам не дать возможность рисковать — все остальные решения бесполезны. И если агрессивные стратегии на фондовом рынке не смогут перекрывать доходность по депозитам, у населения не будет экономического стимула изымать вклады в банках и покупать ценные бумаги.

Здесь, конечно же, требуется политическое решение правительства развивать фондовый рынок наравне с банковским сектором. Другой вопрос: захочет ли правительство оставить банки без части депозитной базы и возьмет ли правительство на себя моральную ответственность за возможные личные банкротства, присущие спекулятивным рынкам.

Второе обязательно условие, логично вытекающее из первого — наличие и постоянный прирост числа рисковых инструментов — ценных бумаг средних по капитализации компаний, так называемый второй эшелон, а также производных инструментов.

Но второй эшелон придет за фондированием лишь в случае, если увидит на рынке достаточную для себя денежную ликвидность, которая в свою очередь увидит на рынке привлекательную доходность. Получается замкнутый круг.

Пока, судя по инициативам регулятора, серьезных подвижек в вопросе ослабления рисков не предвидится. Регулятор по-прежнему рассматривает рыночные риски как серьезную угрозу для разных видов инвесторов и все также пытается уберечь от них. На этот раз путем разделения рисков по категориям.

В презентации Национального банка «Меры по реформированию организованного рынка в Республике Казахстан» есть предложение разделить биржевой рынок на две части — регулированный рынок (основной рынок с участием активов институциональных инвесторов и более жестким регулированием, на котором будут обращаться первоклассные инструменты — государственные ценные бумаги, в т.ч. первичный рынок; акции и облигации национальных и квазигосударственных компаний, и частных компаний, имеющих рейтинговую оценку рейтинговых агентств, аккредитованных уполномоченным органом, инфраструктурные облигации; исламские ценные бумаги) и либерализованный (альтернативный рынок, с которого будут максимально сняты ограничения по операциям, а регулирование осуществляться фондовой биржей, который будет оперировать инструментами более низкого класса — компаний, имеющих рейтинг, установленный биржей).

По сути, налицо некий регресс, ведь буквально пару лет назад на Казахстанской фондовой бирже две категории листинга — «А» и «В» — заменили несколькими категориями, и вот обратное укрупнение. Причем если раньше доступ к листинговым категориям имели все без исключения инвесторы, сейчас намерены разграничить инвесторов по доступу к площадкам.

В частности, по тем инструментам, которые недоступны институциональным инвесторам — пенсионным фондам, компаниям по страхованию жизни и банкам, — хотят либерализовать правила торговли и регулирования рынка.

Стоит заметить, что физические лица смогут совершать сделки на обеих площадках. Но надо понимать, что на первой площадке ликвидность будет выше, а риски ниже. К тому же неясно, какие меры будут приняты биржей и профессиональным сообществом для раскрутки альтернативной площадки и привлечения на нее эмитентов.

Разделяй, но не властвуй

Тем не менее эксперты настаивают, что создание двух площадок разделит и без того низкую ликвидность и не приведет к активной торговле. Что мера бесперспективна по причине зарегулированности рынка, а с дополнительной градацией на категории инвесторов с разными уровнями контроля и требований к параметрам заключения сделок приведет к дальнейшему усложнению рынка и необходимых процедур.

До объявления о создании единого пенсионного фонда основной целью жесткого регулирования фондового рынка было желание уберечь активы институциональных инвесторов от рисковых сделок. С уходом НПФ в историю и проговоренной вслух чиновниками идеи вкладывать пенсионные деньги в развитие экономики через инфраструктурные облигации и государственные бумаги, необходимости делить рынки, нет. У страховых компаний консервативная инвестиционная стратегия, закрепленная нормативами, сохраняющаяся уже несколько лет. До 20% страховых резервов вложено в госбумаги, до 40% — в корпоративные облигации, доля инвестиций в иностранные негосударственные бумаги небольшая и не превышает 4–5% в зависимости от конъюнктуры. Наибольшие суммы вложены на депозиты казахстанских банков (30–35%).

Предложения рынка конкретны. Ослабить регулирование путем отмены норм и правил, не способствующих развитию активной торговли. В частности, не применять правила признания сделок манипуляционными, убрать систему подтверждения, упростить надзор в части приема и подачи клиентских приказов инвесторами брокерам, брокерами в Торговую систему биржи и др.

Для расширения биржевого инструментария следует законодательно расширить перечень ценных бумаг, приобретаемых участниками торгов в зависимости от категории, что может привести к увеличению объемов биржевых сделок. Для снижения числа манипуляций — обязать всех торгующих проводить сделки исключительно методом открытых торгов с целью затруднить или исключить проведение договорных сделок. Также следует ввести практику обязательного наличия маркетмейкеров по всем видам ценных бумаг, включая ГЦБ, с увеличением объемов минимальных котировок.

Участники рынка полагают, что институт маркетмейкерства может сыграть весомую роль в активизации торговли — главное правильно использовать данный инструмент.

Если правильно подходить к маркетмейкерству, то институт нужен для новой бумаги, для того чтобы ее стали покупать инвесторы. Маркетмейкер стабилизирует цену и выстраивает некий ценовой коридор. Когда бумага «расторгуется», можно будет убрать требование обязательного наличия маркетмейкера при листинге. Но в таком случае биржа должна ставить брокеру условие, что через два-три месяца по бумагам должен быть оборот. Если оборота не будет, эмитент уходит с биржи. Сейчас же маркетмейкер — чистая формальность.

В целом новые возможности фондового рынка напрямую связаны с либерализацией регулирования. Уже понятно, что институциональные инвесторы по-прежнему останутся на позициях консервативного инвестирования. Остальным нужен доход. У нас же хотят сделать из фондового рынка альтернативу банкам, но чтобы никакого риска. Так не бывает.

Статьи по теме:
Политика и экономика

Из Балкан — в степи

Казахстан и Сербия определились со сферами экономического сотрудничества

Тема недели

Сны на «подушке безопасности»

Нацфонд тратится не на развитие экономики страны, а на латание дыр в бюджете и замещение кредитов банков

Транспорт

Почему ВВП зацепился за “плюс”?

Рост экономики обеспечили налоги и сектора строительства и транспорта, растущие за счет антикризисных программ

Казахстан

Степной десант

Аэромобильные войска провели занятия по десантированию