Налог на новости

Немецкие парламентарии приняли законопроект, который предполагает введение так называемого "налога на Google". Новый закон потребует от поисковых систем платить каждый раз за предоставленный потребителю медиаконтент, включая газетные статьи или фотографии. Googlе, в свою очередь, утверждает, что данные изменения усложнят веб-поиск

Налог на новости

Немецкие парламентарии приняли законопроект о предотвращении возможных нарушений авторских прав поисковыми системами Интернета, который также называют "налог на Google", передает Telegraph. Теперь документ предоставлен экспертной комиссии для дальнейшего рассмотрения. Новый закон потребует от поисковых систем платить каждый раз, когда они предоставляют потребителю медиаконтент, включая газетные статьи или фотографии.

После дискуссии, которая началась около полуночи, парламент сообщил рано утром, что законопроект передан в правовой комитет. Представительница бундестага объяснила: "После первого чтения проект будет отправлен в парламентский комитет. После обсуждения в комитетах состоится голосование во втором и третьем чтениях в рамках пленарных заседаний». Как сообщает немецкая пресса, закон испытывает «интенсивное лоббирование со стороны издательского гиганта Axel Springer и ряда других». Размер отчислений, которые веб-поисковики будут обязаны выплачивать, не озвучивается, однако законопроект сам по себе создает правовую базу для судебных исков правообладателей к поисковикам и новостным агрегаторам. 

Новый закон очень сильно отразится на деятельности Google в Германии, где она  является почти полным монополистом в сфере веб-поиска. Еще 27 ноября прошлого года она начала кампанию под названием "Защити свой Net". В онлайн-обращении компания предупреждает, что в противном случае "за более чем 10 лет вы не сможете найти то, что ищете". Более того - в компании недоумевают: почему поисковики обязаны платить авторам, если те сами «приводят на эти сайты читателей».

Также Google начал сбор подписей против предложения, утверждая, что такие изменения усложнят веб-серфинг. "Большинство людей никогда не слышали об этом законе, - говорится в заявлении директор Google в Германии Стефана Тверазера. – Но такой закон будет затрагивать каждого интернет-пользователя в Германии [и] означает меньший объем информации для потребителей и более высокие затраты для компании".

Как и большинство издательств всего мира, немецкая медиапромышленность пострадала от постепенного перехода читателей из печати в Интернет, где цены на рекламу, как правило, значительно ниже. Google публично не раскрывает, сколько он зарабатывает на проекте Google News, но в 2008 году глава поисковика Марисса Майер, которая покинула компанию в этом году, чтобы стать исполнительным директором Yahoo!, отмечала, что, по оценкам, годовой доход от проекта достигает 100 млн долларов. Цифра, вероятно, значительно выросла с тех пор, так как количество онлайн-читателей новостей неуклонно растет. Google сталкивается с аналогичными проблемами также во Франции.

Вариант немецкого законопроекта вообще-то предлагается для обсуждения не первый раз. Предыдущая версия предполагала поправки, согласно которым платить за контент должны были не только поисковики, но и любой бизнес, который позволяет сотрудникам искать информацию в Интернете для работы. Это предложение вызвало такую ​​яростную реакцию немецких компаний, что правительство решило изменить свои планы.

Между тем на рынке предлагаемый закон практически ничего не меняет, уверен аналитик Инвесткафе Илья Раченков: как раньше Google извлекал абсолютно бОльшую долю своих доходов из размещения интернет-рекламы, так и продолжит ее извлекать. Проблема заключается в том, что такая инициатива в теории может снизить количество платных кликов из-за снижения качества выводимых поисковиком результатов. Едва ли Google пожелает платить СМИ что-то - скорее, компания будет искать некую компромиссную форму вывода поискового результата, который не создает оснований для истребования с компании гонорара и все-таки переведет пользователя на сайт СМИ. С другой стороны - новостные агентства тоже заинтересованы в индексации своих статей. Все равно обсуждаемая инициатива не снизит потребности в поисковике как услуге. И, считает эксперт, реализация законодательной инициативы грозит Google небольшим замедлением темпов прироста выручки компании, но существенных дополнительных расходов на выплату гонораров она практически наверняка не повлечет. Германский рынок интернет-рекламы - емкий и развитый, однако снижение темпов роста на нем едва ли станет существенно заметным в масштабах бизнеса компании.

Если же говорить о проблеме в общем, то предлагаемый закон отражает две стороны проблемы авторских прав в мире, считает ведущий аналитик МФЦ Артур Копышев. С одной стороны - признанный властями большинства стран факт, что авторские права необходимо защищать (следствием этой идеи и является законотворческая работа парламентов в этой области). С другой - очевидно, что найти однозначную модель по защите авторских прав практически невозможно, как невозможно и согласовать позиции всех заинтересованных сторон (отсюда и вытекает некоторая абсурдность проекта закона). По всей видимости, как на компанию Google, так и на другие поисковики и новостные агрегаторы закон повлияет негативно: компаниям придется нести дополнительные расходы по выплате компенсаций. Во избежание такого исхода Google, скорее всего, попробует через немецкие суды оспорить правомочность нового закона.

Но, так или иначе, новый закон действительно приведет к росту подобных исков, заключает управляющий портфелями ЦБ УК "Солид Менеджмент" Максим Семянин. Несомненно, для авторов это большой плюс, так как они получают защиту своих прав; но, как всегда, возникают вопросы о реализации закона: сложно понять, при чём тут поисковые системы, работа которых основана на детерменированных алгоритмах. А вот перепечатки, то и дело имеющиеся в Интернете, сейчас практически не контролируются. Во всяком случае, в рунете есть случаи, когда одна и та же статья из федерального СМИ распространяется по Сети в десяти, а то и пятнадцати экземплярах. Максимум - могут сослаться на первоисточник, на автора же практически никогда не ссылаются.

Соблюдение прав автора - это верная инициатива, однако такую форму взаимодействия еще нужно построить и упростить максимально. Пока что это представляется смутно. Однако если этого не обеспечить – начнется путаница, и количество авторов, пытающихся отстоять свое право на компенсацию, станет только расти, а проблема будет решаться долго, потому что конкретных условий по денежным выплатам еще не установлено. А возможно - размеры компенсации окажутся незначительными, и мало кто станет пользоваться этим правом.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики