Красота по-казахстански

Единственный в Казахстане производитель косметики собирается расширять представительство своей продукции на рынке РК

В теле человека весом 70 кг находится около 15 г гиалуроновой кислоты — и почти половина ее сосредоточена в коже. Можно сказать, что именно гиалуроновая кислота отвечает за регулирование водного баланса в кожных тканях, то есть за упругость и эластичность — в частности кожи лица. Но чем человек старше, тем гиалуроновой кислоты в коже меньше, а морщинок больше. Сейчас гиалуроновая кислота — одно из самых популярных веществ в косметологии, своеобразное молодильное яблочко для современных женщин. Средства с гиалуроновой кислотой стали визитной карточкой единственного в Казахстане производителя косметики — ТОО «Биотон».

Одной кислотой жив не будешь

В алматинской научно-производственной лаборатории «Биотон» гиалуроновую кислоту получили около 15 лет назад из петушиных гребней. «Нас было трое: я — химик, технолог-медик и лаборант, — вспоминает Александр Рябцовский, директор ТОО «Биотон». — Мы перекопали все библиотеки, вплоть до лондонской, собрали всю литературу. И получили гиалуроновую кислоту по своей, оригинальной методике. Причем сделали ее очень дешевой, а вообще это довольно дорогой продукт: 1 г гиалуроновой кислоты стоит от 200 долларов и выше, цена может доходить до 1000 долларов». Получив гиалуроновую кислоту, в «Биотоне» задумались: куда ее теперь применить? Можно было наладить производство для медицины, но сильно смущал большой (до 8–10 лет) срок испытаний. Продажа «гиалуронки» в качестве сырья косметическим фирмам тоже энтузиазма не вызвала. Оставался единственный вариант: заняться производством косметических средств самостоятельно. «Мы взяли простой польский крем для экспериментов и, добавив в него гиалуроновую кислоту, получили качественно другой крем. Отсюда и появилась у нас задача создать косметику нашу, отечественную, с гиалуроновой кислотой. А поскольку производство гиалуроновой кислоты у нас собственное и достаточно дешевое, в свою косметику мы могли добавлять ее в достаточных для получения хорошего эффекта количествах», — говорит г-н Рябцовский. Создавать всю рецептуру для казахстанской косметики пришлось самостоятельно — секретами делиться никто не хотел.

Где родился — там и пригодился

«Чтобы косметика была синергична нашему состоянию, мы должны были в ней максимально использовать целебные силы природы, нашей, казахстанской, — объясняет свой подход к созданию косметических средств директор ТОО «Биотон», — и из местных растений и трав мы стали получать компоненты для изготовления косметики». В «Биотоне» исходят из принципа: если делать косметику для жителей Алматы, то она должна готовиться на местной воде — горной или родниковой, вообще на местном сырье, и учитывать жизненные условия: и то, что живем в высокогорье, и повышенную солнечную радиацию, и резко континентальный климат.

На новую ступень развития в компании вышли после того, как стали получать и использовать в косметике СО2 экстракты. Традиционные способы получения активных ингредиентов из растительного сырья — это спиртовые и масляные вытяжки, настои, отвары. При любом из таких способов на долю растворителя приходится 99,9%, а на активный компонент — 0,1%. В технологии же СО2 растительное сырье обрабатывается при высоком давлении жидким углекислым газом, активные компоненты переходят в углекислый газ, затем давление нормализуется, углекислый газ испаряется и остается 100% концентрат из целебных трав. «Имея 20–30 таких концентратов, мы можем, как тот самый парфюмер из известного романа, подбирать композиции для оздоровления кожи, для лечения тех или иных проблем», — рассказывает Александр Рябцовский.

В ассортименте «Биотона» сейчас несколько десятков наименований косметики для домашнего применения: сыворотки, кремы, маски, лосьоны, и весь этот комплекс востребован потребителями. А вот созданная для специалистов линия профессиональной косметики из еще тридцати продуктов оказалась нерентабельной и была снята с производства.

Люкс для масс

«Сначала у нас косметика была неказистая по виду и по составу, скорее, напоминала медицинские мази: у нее был специфический запах, очень быстро портилась; паковалась она в баночки, которые мы сами здесь делали, паковалась в полиэтиленовые пакетики и стоила, в общем-то, по тем временам довольно дорого. Но люди ее стали брать. Косметика пошла», — говорит г-н Рябцовский о «первых ласточках». Однако в «Биотоне» понимали, что до настоящей косметики еще нужно расти: было необходимо работать и с текстурами кремов, и с их запахом, и с внешним видом упаковки. А главное — как-то решать вопрос с очень коротким сроком хранения. «Почему мало кто выпускает косметику на растительных маслах? Потому что невыгодно из-за срока хранения. Масла быстро окисляются, косметика портится. А когда делается косметика на парафиновых маслах, продуктах нефтехимии — она может долго храниться». Директор ТОО «Биотон» объясняет, что вообще без консервантов при изготовлении косметики не обойтись, но можно подобрать органические консерванты, которые не приносят вреда человеку, и использовать в качестве консервирующих веществ естественные антиоксиданты. На решение вопроса с увеличением срока хранения в научно-производственной лаборатории ушло несколько лет, но теперь у косметики «Биотон» он составляет от 6 месяцев до 2 лет. С приходом в компанию нового технолога Татьяны Шириной, косметолога с медицинским образованием, были разработаны рецептуры и компоненты, которые позволили сделать косметику современной, она перестала быть похожа на медпрепараты. Оставался вопрос с упаковкой, и баночки, которые отливались тут же, в лаборатории, заменили презентабельного вида флаконами — их заказывают в Белоруссии, на современном заводе, выпускающем упаковку для косметики в том числе и для известных брендов. Правда, стоимость новой элегантной упаковки в несколько раз выше прежней, неказистой.

«По составу наша косметика не уступает косметике класса люкс, — уверен директор «Биотона», — но ценовая политика у нас ближе к косметике массмаркет. Еще один немаловажный плюс — это подлинность косметики. Мы — единственные, с кем потребитель имеет прямой контакт и может сказать, что он думает о нашей продукции, глаза в глаза».

По краю родному

Продвижение своей продукции в «Биотоне» ведут, но локально — преимущественно в Алматы. Периодически реклама появляется на ТВ, в газетах и журналах, но массированную рекламную кампанию, как признаются в научно-производственной лаборатории, они «не потянут».

Продажи косметики идут через большие аптеки и сеть Mon Amie. Если аптеки на контакт пошли практически сразу (сотрудничество «Биотона» с ними длится уже около 13 лет), то попасть на прилавки крупных парфюмерно-косметических магазинов отечественному производителю удалось только после того, как был решен вопрос с эстетическими составляющими в производстве косметики. И в магазинах, и в аптеках следят за сроком хранения и снимают средства с продажи за 3 месяца до его окончания. «Вот у масок наших 6 месяцев срок хранения. И их либо «горяченькими» продал, либо назад получил. Были времена, когда возвраты составляли до 50%. Сейчас — не больше 5%. Разбирают. А часть покупательниц приезжает к нам в лабораторию за только приготовленной косметикой», — рассказывает г-н Рябцовский. В «Биотоне» подумывают о собственном интернет-магазине; сейчас сотрудничают с парой интернет-магазинов Алматы, но они приносят компании лишь редкие единичные заказы.

«Мы все-таки больше производители, чем распространители. Мы 15 лет на рынке и, если честно, мы тут пока скорее эдакие инноваторы, у нас штучное производство». По мнению директора ТОО «Биотон», для клиентов компании такой расклад, скорее, на руку, поскольку, как показывает практика, «когда скатываешься в массовое производство, начинаешь экономить и теряешь качество». Пока в «Биотоне» большая часть прибыли реинвестируется в производство, но в будущее в научно-производственной лаборатории смотрят с оптимизмом: «Я считаю, что сейчас мы достигли какого-то пика стабильности в качестве, у нас практически отсутствуют нарекания от клиентов, у нас сейчас заканчивается перестройка в плане упаковки, мы формируем единый бренд свой — то есть мы получили стабильную косметику, с которой можно работать, расширяя географию потребления. Поступает целый ряд интересных предложений по развертыванию в республике, — делится планами г-н Рябцовский и добавляет:  — Пока Казахстан не освоим, за границу не пойдем…»

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее