Соцсети ждут рекламу

Реклама в социальных сетях, раздражающая многих пользователей Сети, никуда не исчезнет в ближайшее время, об этом свидетельствует ряд международных исследований. Сами же рекломадатели высоко оценивают платформу социальных медиа и все чаще размещают объявления именно в соцсетях

Соцсети ждут рекламу

Cогласно недавнему исследованию медиа-компании Digiday, специализирующейся на рекламе в Сети, американские рекламодатели в этом году собираются потратить на интернет-рекламу денег больше, чем когда-либо прежде. “Рекламодатели из США планируют потратить свыше 4 млрд долларов в этом году, - уточняется в Digiday.  - И это - несмотря на то, что многие компании уже на протяжении нескольких лет скупают рекламные места на таких сайтах, как Facebook и Twitter.

Стремление компаний быть ближе к своим клиентам и периодически напоминать им о своем существовании во время их “бессмысленного блуждания” по профилям, страничкам в социальных сетях - вполне объяснимо. Кроме того, потенциальная аудитория в соцсетях с каждым годом растет (График 1).

Большинство американских компаний планируют увеличить количество денег, выделяемых из бюджета, на размещение рекламы в соцмедиа, при этом уменьшив расходы на другие виды рекламы (График 2).

Больше всех размещать рекламу в соцсетях стремятся американские компании, занятые в сфере малого бизнеса, потому что, согласно данным eMarketer, это самый дешевый и практичный вид рекламы для этого сектора. Согласно тому же опросу, 45% компаний США используют рекламные объявления в социальных медиа для повышения осведомленности о компании и изменения репутации бренда. Стоит отметить, что хотя такие объявления в соцсетях являются не основным рынком сбыта рекламы в Интернете (баннеры, подкасты), они представляют собой растущую тенденцию во всем мире.

Сравнивая с нашим

Рекламный рынок Казахстана в социальных сетях в общую тенденцию не вписывается - находится еще в зародышевом состоянии и растет медленее остальных. Из различных форм интернет-рекламы сегодня, по мнению отечественных экспертов, пользуется наибольшим спросом баннерная. (График 3).

Несмотря на то, что такой вид рекламы стал уже вездесущим, его эффективность практически не поддается измерению и большинством аналитиков ставится под сомнение. Всплывающие окна, к которым довольно часто прибегают отечественные сайты, только сбивают с толку и раздражают пользователей. Соцсети же до сих пор ждут отечественных рекламодателей.

“Неудивительно, что в Америке рекламе в социальных сетях уделяют больше внимания и тратят такие огромные деньги: рынок у них больше, чем у нас, но и у них специалистов немного”, - поясняет изданию креативный директор и основатель Buzzon Digital Agency Раим Дадыбаев.

В Казахстане же, по данным г-на Дадыбаева, таких специалистов и вовсе нет. Сложность работы в отечественных соцсетях, по его мнению, обуславливается еще и тем, что поток информации в Twitter, Facebook и вКонтакте (VK.com) никак не структурирован и многие от переизбытка информации в лентах (подписавшись на различные паблики) просто игнорируют рекламные посты, объявления.

Особенность местного рынка

Несмотря на это, стоит отметить, что в Казахстане есть все необходимое для развития рекламной площадки в социальных сетях: много потенциально свободного места (на Facebook и вКонтакте мало местных объявлений, в основном представлена международная реклама, которая занимает более 75% контента). Напомним: в последнее время многие отечественные компании начали размещать рекламу на блог-платформах (что тоже относится к рекламе в соцмедия), но тем не менее пока неспешно покоряют рекламный рынок в соцсетях.

Проблема медленного роста отечественного рынка, по данным директора агентства Mgroup Алексея Игнатьева, также заключается в том, что компании заказывают рекламу в соцмедии не на постоянной основе, как они делают это на телевидении или в журналах. Это подтвердили и во многих опрошенных нами компаниях. “Мы размещаем рекламу, если у нас есть интересные действующие предложения, акции или конкурсы для пользователей, которые мы хотели бы как можно шире осветить, чтобы о наших промоактивностях узнало как можно больше интернет-пользователей”, - отмечает SMM и PR менеджер Alser Рината Галеева.

Кроме того, г-жа Галеева отмечает, что для размещения рекламы в соцсетях Alser (как и многие отечественные компании) прибегают к услугам специальных агентств. По данным г-на Игнатьева, его компания (в числе основных клиентов которой АО «KazTransCom», АО «ФНБ "Самрук-Казына»,  РГП «Казгидромет») получает от 3 до 4 заказов, которые в среднем обходятся от 100 тыс. тенге за месяц (т.е. 3,5 тыс. тенге в день). Согласно данным, опубликованным в прошлогоднем материале портала КурсивЪ со ссылкой на оценку DASM Interactive, объем рынка SMM-услуг, включая покупку контекстно-медийной рекламы в социальных сетях, в 2012 году составил около 800 тыс. долларов. Всего же на интернет-рекламу, по данным исследований Digital Age, отечественные компании в прошлом году потратили до 11 млн долларов (График 4).

Проверить эти данные или узнать точно, сколько компании выделяют денег на рекламу в соцсетях, “Эксперту Казахстан” узнать не удалось - все это является коммерческой тайной. Сложность анализа этого сегмента затруднена еще и тем, что есть в Казахстане компании, которые уже с помощью SMM раскрутили свои странички и в дальнейшей рекламе в соцсети не нуждаются. Как отметили в компании Chocolife.me, они вышли на новый уровень и уже не тратят деньги на подобную рекламу.

Кому это надо

Если говорить о том, какие отрасли бизнеса сегодня более всего заинтересованы в интернет-рекламе, то можно обозначить те виды бизнеса, которым необходимо присутствие их в соцсетях. Как мы писали в журнале «Эксперт Казахстан» №35-36 (377) (http://expertonline.kz/a910/), чаще всего компании-активисты соцсети - из сферы FMCG (товары повседневного спроса), мобильные операторы, банки, производители бытовой техники, рестораны, закусочные, туристические компании, а также учреждения образования.

“Реклама в социальных сетях выгодна кафешкам и ресторанам, потому что люди, выбирающее то или иное заведение для посиделок, исходят из рекомендаций других интернет-пользователей и своих друзей из соцсетей. На выбор также влияет узнаваемость бренда в Сети и постоянное напоминание, вроде: “Проголодались? Посетите нас” в рекламных блоках на тех же социальных сетях, в которых люди проводят больше всего своего времени”, - уточняет креативный директор Buzzon. Стоит отметить, что многие банки и операторы сотовой связи, в отличие от других компаний, совмещают рекламу в соцсетях с другой рекламной площадкой, причем - не сбавляя темп размещения рекламы в оффлайне (Таблица). 

Для справки:

●       Сравнивая рекламу в социальных сетях с SMM-продвижением, г-н Игнатьев выделил несколько плюсов, которыми обладает реклама. Во-первых, процесс раскрутки товара (или компании) происходит быстрее. Во-вторых, легче отследить эффективность. В-третьих, есть возможность раскручивать сайт отдельно от странички в социалках. И, наконец, легче отличить реальную целевую аудиторию от потенциальной (сбежавшихся на какой-нибудь конкурс в соцсети). Директор Mgroup также говорит о том, что по цене они практически идентичны.

●       В компании Alser отмечают, что  эффективность использования рекламы в соцсетях напрямую зависит от цели компания. Но эффективнее всего, по мнению г-жи Галеевой, совмещать рекламу в соцсетях и параллельно налаживать личный контакт с помощью SMM.

●       Банкам, в отличие от других компаний, по мнению г-на Дадыбаева, сложно быстро реагировать на тренды в социальных сетях.

●       Если отечественные компании и применят социальную сеть, как площадку для размещения своей рекламы, то в основном буудут использовать для этого Facebook и VK.com.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее