Осторожно, Гельман

Российские власти называют его исчадием ада. РПЦ предает анафеме, а он меняет буржуазную Москву на провинциальную Пермь. Современное искусство, которое пропагандирует Марат Гельман, не находит понимания у агрессивно послушного большинства, но автор арт-проекта «Осторожно, религия» не сдается: теперь он ищет новых поклонников своего таланта в Казахстане

Марат Гельман
Марат Гельман

Марат Гельман родился в 1960 году в Кишиневе, в те самые времена, когда его сегодняшние смелые творческие изыски могли потянуть на статью или на жестокую критику от какого-нибудь Никиты Хрущева, назвавшего  в свое время художников-авангардистов, выставлявшихся на Манеже, “пидарасами” без совести. Кстати, Гельмана тоже так называли. Казалось, прошло больше полувека, но ситуация с восприятием культуры на постсоветском пространстве не изменилась. Путин и его окружение воспринимают искусство примерно так же, как Хрущев, поэтому пророком в своем отечестве Гельман так и не стал.

Творческий мазохист

В принципе, он и не мог быть другим. Родился в творческой семье: отец – известный советский драматург Александр Гельман. Молодым танцевал в молдавском фольклорном ансамбле «Жок». Поступил в Московский электротехнический институт связи. В свое время даже подрабатывал машинистом и рабочим сцены в МХАТе, «Современнике», театре имени Маяковского. В общем, целый мир в жизни одного малоприметного человека.

В 1990 Гельман переезжает из Кишенева в Москву и основывает одну из первых частных галерей в СССР - "Галерея М&Ю Гельман".  Спустя шесть лет он представляет Россию на первой ярмарке "Арт-форум" в Берлине. Кстати в 90-е, когда у творческих людей еще была вера в политику и перемены, Марат подается в политику. В 1995 году  он вместе с Глебом Павловским создает "Фонд эффективной политики” и принимает участие в выборах депутатов Государственной Думы РФ как представитель блока молодежных организаций "Поколение рубежа».

Политический маргинал

В конце 90-х  Гельман  руководил избирательным штабом блока "Союз правых сил" во время выборов в Государственную думу. Тогда она была еще далека от нынешних образов:  Государственная дура и сбесившийся принтер.  В июне 2002 года  Гельман возглавил аналитическую дирекцию «Первого Канала» в качестве заместителя Константина Эрнста.  Сотрудничество с главным каналом страны было непродолжительным, в силу бунтарского духа художника и неприятия его идей руководством телекомпании.

На Западе, да и в Казахстане Гельман более известен как автор скандальной выставки «Осторожно, религия». 18 января  группа из шести человек устроила погром на выставке, выкрикивая оскорбления в адрес художника: православные  вандалы были возмущены до глубины души выходками «провокатора, возомнившего себя художником».   

Адекватный человек

В “Галерее Гельмана” проходили выставки  величайших художников ХХ века -  таких, как  Йозеф Бойс и Энди Уорхол, а также широкомасштабные некоммерческие проекты "Седьмому съезду народных депутатов посвящается...", "Конверсия", "Выбор народа", "Телесное пространство", патриотический проект "Новые деньги".

«Себя я все-таки осознаю адекватным человеком. Который в свое время понял, что сам не обладает талантами, но при этом умеет восхищаться другими талантами и готов продвигать чужое "я". ...Так получилось, что фигура Гельмана вдруг оказалась в фокусе внимания», - говорит Гельман.

Он имеет тесные связи с казахстанским художниками, в том числе со скандально известным Канатом Ибрагимовым.

«По-моему, это Марат Гельман придумал, что у современного художника должно быть четыре качества. Первое: художник должен быть культурно вменяемым, знать историю искусства, чтобы не изобретать велосипеды и писсуары, не рисовать заново Энди Уорхола. Второе: современный художник должен быть аутентичным, то есть он обязательно должен быть прислонен к чему-либо — к культурной или национальной традиции, или к сексуальным меньшинствам. Он должен, говоря на блатном жаргоне, «определиться». Третье: художник должен иметь только ему присущий месседж — послание миру. В современном мире искусства все эти три позиции обязательны. Однако, по мнению Марата, существует четвертая позиция. Это - искренность, или «драйв». Так вот: самое прикольное заключается в том, что имея драйв, ты в принципе можешь пренебрегать первыми тремя факторами», - говорит г-н Ибрагимов, вспоминая Гельмана.

Гельман как предчувствие 

Кстати, именно Марат помог Ибрагимову избежать ареста в Казахстане и освоиться в России.  Именно при помощи Гельмана в Перми в прошлом году открылась выставка современного казахстанского искусства, частично посвященная трагедии в Жанаозене.

Помимо Каната, Марат работал с еще одним выходцем из Казахстана, уроженцем Алматы  Александром Бреннером. В далеком 1994 году Бреннер, Гельман и художник Олег Кулик устроили одну из первых своих акций у ворот принадлежащей Марату галереи.

На собравшихся гостей,  среди которых был поэт Андрей Вознесенский,  после того как двери галереи распахнулись, с воем и визгом вывалился голый мускулистый человек в собачьем ошейнике. Мгновенно извалявшись в грязи, он стал с лаем бросаться на собравшихся и проезжавшие мимо автомобили. Голого, стоявшего на четвереньках, держал на длинной цепи приземистый человек в трусах. Через несколько мгновений голый мужик бросился на капот притормозившего "Жигули" и начал биться о лобовое стекло. Водитель выскочил из машины - человек-собака, повизгивая, скрылся в соседней подворотне, а с ним и его поводырь. 

Собакой выступил Кулик, а в качестве поводыря - уроженец Казахстана Бреннер. Напомним, что встречу, которая состоится завтра, несколько раз переносили. Художники объясняют это эпатажностью личности Гельмана и опасением казахстанских властей, что он вновь что-то выкинет. А вот что - остается только гадать: уж слишком пленительная и непредсказуемая это личность – современный художник Марат Гельман.  

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики