Большой брат vs police

В крупных мегаполисах проблема безопасности на дорогах приобретает ключевое значение. В Алматы введение системы видеофиксаторов, с одной стороны, позволило увеличить поступление в бюджет средств - путем большего выявления нарушителей дорожного движения, а с другой - такая замена видеокамерами работников дорожной полиции вызывает ожесточенные споры в рядах последних

Большой брат vs police

На отчетной встрече с населением  аким Алматы Ахметжан Есимов отметил, что система видеокамер работает эффективнее полицейских. Видеокамеры на улицах южной столицы  за последние пару месяцев «заработали» около миллиарда  тенге, тогда как  дорожные полицейские за целый год работы в бюджет города приносили лишь 200 млн тенге.

«Первые два месяца работы видеофиксаторов дали результат: 107 тыс. нарушений на сумму 1.17 млрд тенге. А раньше мы за год собирали 228 млн тенге. Причем камерами только четверть города охвачена. Считаю, что это все должно исключить коррупцию на дорогах и повысить дисциплину водителей, снизить число аварий», - заявил г-н Есимов.

В поисках эффективности

Напомним, что уже два месяца на наиболее интенсивных перекрестках работают 13 постов видеокамер контроля, 12 постов фиксации нарушений скоростного режима, в комплектации которых – 66 скоростемеров, 35 обзорных и 81 IP- камера.

По данным центра оперативного управления (ЦОУ) ДВД,  в прошлом году посредством видеонаблюдения было выявлено 31 тыс. нарушений административного характера, в том числе 25 тыс. нарушений правил дорожного движения.

Аким отметил, что опыт внедрения системы видеоконтроля за рубежом показывает, насколько это эффективно и выгодно. В пример он привел Грузию, куда ездил его заместитель.

«Дорожной полиции там и вправду нет. Там поработали американцы и создали хорошую систему. И полицейским там сделали очень хорошую, высокую зарплату», - сказал аким.

Опытным путем

В Грузии уже несколько лет все улицы и другие места скопления людей оснащены камерами наружного наблюдения. Информация о нарушении скоростного режима или правил дорожного движения доступна патрулям, но они не штрафуют водителей, а только выписывают квитанцию. Если патруля не оказалось поблизости, квитанция приходит домой водителю. Недовольный водитель может найти видеозапись своего правонарушения на сайте полиции и оспорить.

Как отметил нашему изданию юрист Сергей Уткин, страна давно нуждается в  подобной  системе.

«Теоретически мы знаем, что  факты коррупции даже с видеокамерами имеют место быть. Но это не значит, что видеофиксаторы - это плохо. Нужно до конца наладить уже существующую систему, в которой много недочетов. К примеру - сделать так же, как и в Грузии: создать единый процессинговый центр, откуда записи с нарушениями не будут пропадать»,- отмечает наш собеседник.

Ветеран дорожной полиции, попросивший не называть его имени, не согласен с предложением о замене дорожных полицейских системой видеонаблюдения. Он отчаянно защищает честь мундира, уверяя, что ни одна камера не заменит человека. 

«Камера не придет на помощь пострадавшему, камера не будет на месте ДТП чертить и подсчитывать сантиметры торможения», - сетует он.

В региональном разрезе

Сегодня система видеонаблюдения вводится практически во всех столицах Центральной Азии. Камеры с января 2013 года начали устанавливать на всех перекрестках Ташкента. Со второй половины 2013 года планируется установить камеры во всех областных центрах, и так далее - по всей республике. Для этого государством уже выделены внушительные суммы, однако правительство не сообщает конкретные цифры. Вместе с тем - существует мнение, что таким образом государство будет усиливать контроль за гражданами. Пешеходных инспекторов на дорогах Ташкента больше не будет, их полностью заменят видеокамеры.

В Кыргызстане начинается реализация проекта по установке системы видеонаблюдения и фиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД) на автодорогах Бишкека, Оша и трассы Бишкек - Каракол по северному берегу озера Иссык-Куль. Только в столице будет установлено около 1,7 тыс. видеокамер.

Стоимость проекта составит 4,5 млрд сомов (94,7 тыс. долларов по текущему курсу валют). Уже в  октябре представители китайской компании прибудут в Бишкек, чтобы начать реализацию проекта.

Автоматизированная система управления транспортом Душанбе также начала активный процесс внедрения видеокамер. Общая сумма проекта составляет 47 млн долларов, из которых 4 млн долларов выделены на грантовой основе.

Глобальный подход

Протяженность улиц Алматы составляет 1689 км. По данным агентства РК по статистике, сегодня здесь зарегистрировано 498 866 авто, на алмаатинцев приходится больше всего автомобилей в стране.

Для южной столицы наиболее остро стоит задача видеонаблюдения и фиксации нарушений ПДД, видеокамерами необходимо оснастить все оживленные участки города. Для городского бюджета это может оказаться очень выгодным. Средняя зарплата одного работника дорожной полиции - от 80 до 100 тыс. тенге. По всему городу на патрулирование выходит около 500 работников ДП, всего же в составе дорожной полиции  Алматы - около 1500 человек. Получается, что ежемесячно из бюджета на содержание штата дорожных полицейских уходит 120 млн тенге, за год - 1,5 млрд тенге. Общая стоимость оснащения города видеокамерам сопоставима с годовым бюджетом содержания полицейских. При этом эффективность фиксаторов оказалось, напомним, как минимум в 10 раз выше, и поступления в бюджет многократно увеличились.

Вместе с тем работники дорожной полиции явно не хотят, чтобы из их рук уходили потоки денег, которые дает магический жезл. К тому же сотрудники ДП зачастую берут на себя и не входящие в их компетенцию обязанности, которые могут сулить дополнительный заработок, - такие, как проверка документов на улицах и облавы на мигрантов.  

Кстати, сам Есимов признал неэффективность дорожных полицейских и потребовал их объединения с патрульной службой. По сути, численный состав ни тех, ни других не уменьшится. Расходы на системы видеонаблюдения оказываются очень рациональными,  с постепенным сокращением числа именно дорожных полицейских.

Золотой жезл

Стоит отметить, что когда в Жамбылской и Павлодарской областях объединили дорожных полицейских с патрульной службой, людей с жезлами на улицах стало в два раза больше. То есть - полицейские начали подрабатывать традиционным способом и, видимо, только видеокамеры смогут положить конец коррупции в ДП, для сотрудников которой жезл до сих пор - главный способ доходов. Вместе с тем Есимов уверяет, что в Алматы не допустят при слиянии двух служб того же, что произошло в регионах. На чем базируется эта уверенность и какие механизмы готов привести в действие акимат, градоначальник не уточняет, хотя, возможно, пока что в мэрии нет понимания: как не допустить подобных перекосов.

«На большом совещании в Алматы министр внутренних дел говорил, что дорожная полиция и патрульная служба будут объединены и,как таковой, дорожной полиции не станет. Это проводили в Жамбылской и Павлодарской областях. Один из жителей сказал, что дорожных полицейских убрали, но когда объединили их с патрульной службой, людей с жезлами на улицах стало в два раза больше. Я думаю, этого мы не допустим», - с, пожалуй, наивной уверенностью отметил г-н Есимов.

В целом - очевидно, что, поскольку в южной столице - самое оживленное движение по стране, уже назрела замена работников дорожной полиции автоматизированной системой видеокамер. Бесспорно, что на содержание штата ДП уходит больше денег, чем на оснащение всего города соответствующими системами. Для развития сети видеонаблюдения из городского бюджета выделено 1329 млн тенге.

Большой глаз

В связи со всем вышесказанным, наверное небезынтересно будет узнать, что в Лондоне 4.2 млн видеокамер ежедневно снимают жителей города, за парижанами и гостями столицы следят более 20 тыс. камер видеонаблюдения, в Нью-Йорке установлено свыше 15 тыс. видеокамер, в Пекине же около 260 тыс. камер по всему городу.

Для сравнения: в Лондоне проживают 8.2 млн человек (4.2 млн камер), а в Алматы - около 2 млн человек, на которых приходится всего 2.5 тыс. камер. Очевидно, что контроль за безопасностью граждан нашего города не идет ни в какое сравнение с уровнем безопасности жителей европейских столиц.

Сегодня во всем мире видеокамеры  являются способом беспристрастного выявления нарушителей правил дорожного движения. Эта система оправдывает себя и в Казахстане.  Вместе с тем, учитывая ментальность наших граждан, введение данной системы должно происходить поэтапно, без резких движений и решений. Сейчас существует генерируемый на подсознательном уровне страх перед работником дорожной полиции, к видеокамере же водители пока еще относятся скептически и, видимо, переломить эту тенденцию будет не так-то просто. 

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?