Имя Бога всуе

«Эксперт Казахстан» на фоне запрета очередной религиозной организации в Казахстане решил разобраться: что из себя сегодня представляют исламские движения, претендующие на образ гонимых жертв политических репрессий. Кто эти люди, какие цели преследуют и насколько мирными они являются. Этой публикацией, посвященной деятельности «Таблиги Джамаат», мы начинаем серию материалов об организациях, которые несут свою, в том числе порой и преступную, идеологию в массы и попытаемся понять, готовы ли наше общество и государство противостоять разрушительным идеям

Имя Бога всуе

В Казахстане запрещена деятельность международной организации «Таблиги Джамаат» ТДж. 26 февраля Сарыаркинский районный суд города Астана вынес решение о признании движения экстремистским и запретил его на территории государства. Этот факт дает повод поразмышлять о сущности современных исламских течений, об их идеологии и истоках фундаментализма.

От пацифизму к радикализму?

«Таблиги Джамааат»  изначально позиционировало себя как аполитичное религиозное движение. Оно было основано в 1926 году в Индии Мауланой Мухаммадом Ильясом. Главной целью тогда называлось духовное преобразование в исламе посредством работы участников на уровне широких масс людей и обращения к мусульманам вне зависимости от их социального и экономического статуса с целью приблизить их к религиозной практике ислама, указанной пророком Мухаммадом.

В 1926 году в индийской провинции Мевате исламский богослов деобандийского направления Маулана Мухаммад Ильяс основал движение, позиционируя его как добровольное, пацифистское и независимое исламское объединение. Его лозунгом были слова: «О, мусульмане! Будьте мусульманами!»

Организованное в Дели течение получило широкое распространение более чем в 150 странах мира и, по средним оценкам, насчитывает около 70-80 млн последователей. Это то, с чего начиналось одно из самых активных исламских движений современности.

А вот какие формы «Таблиги Джамаат» принимает на сегодняшний день. 

Ежегодно в октябре только в окрестностях небольшого пакистанского города Райвинд в провинции Пенджаб, расположенной примерно в 50 км к юго-западу от Лахора,  собирается более миллиона приверженцев этого течения.

Многолюдные собрания, именуемые иджтима, проходят и в окрестностях столицы Бангладеш Дакки, и в индийском городе Бхопал. Участники сборищ - не просто мусульманские паломники, они - специально обученные миссионеры, посвятившие большую часть своей жизни распространению ислама во всех уголках мира, о чем  не устают повторять на своих собраниях.

Невидимый легион

Деятельность этой организации оценивается по-разному; существуют позитивные мнения о мирном характере «Таблиги Джамаат», но немало экспертов видят в ней приверженцев радикальных форм ислама.

Российский эксперт, автор монографии «Невидимый легион джихада» Алекс Алексеев отмечает: существуют неопровержимые доказательства того, что несмотря на стремление демонстрировать свой мирный образ, «Таблиги Джамаат» уже давно вовлечено в прямое спонсорство и оказание помощи открытым террористическим группировкам.

Пакистанские и индийские эксперты считают, что это общество играло ключевую роль в становлении и дальнейшей поддержке движения «Харкат-уль-Моджахеддин», занесенного, к примеру, США в  список террористических организаций еще в 1997 году.

Это течение было основано в Райвинде в 1980 году; подавляющее большинство его членов одновременно состояли и в «Таблиги Джамаат». Как выразился один из его высокопоставленных представителей, «действуя вместе, эти две организации формируют по-настоящему интернациональную сеть истинных мусульман, ведущих джихад».

В 2012 году органами внутренних дел Казахстана была предотвращена деятельность 205 миссионеров религиозной организации "Таблиги джамаат". До 26 февраля нынешнего года организация не была включена в список экстремистских течений в Казахстане; вместе с тем, она никогда не имела официальной регистрации в стране.

Призыв шести

В Казахстане членов организации в народе называют дагуаты, то есть призывники. Среди своих последователей  они распространяют идею духовного просвещения путем следования и развития «шести качеств»:

дача свидетельства по «таухид-калима», что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - его посланник;

пять раз в день читать намаз;

«илим зикр»: согласно имеющимся религиозным знаниям, это - постоянное вспоминание Аллаха;

«икрам муслимин» - уважительное отношение ко всем людям, встречающимся на пути, не разделяя их по родовому или национальному признаку;

«ихлас ниет»: все предписания  должны совершаться от души; 

«дагуат» -  необходимо проповедовать и учиться канонам ислама и передать основы учения  ближнему.

На первый взгляд, все шесть пунктов выглядят вполне приемлемыми, однако приверженцы «Джамаата», к примеру, не считают необходимым для каждого мусульманина совершать хадж в течение жизни, призывая отказаться от этого и лишь исполнять шесть предписаний движения.

Среди адептов течения распространены поклонения могилам и другие языческие обряды, которые в корне противоречат традиционным канонам ислама.

Ищите - и обрящете 

«Таблиги Джамаат» признана экстремистской и запрещена в судебном порядке в Российской Федерации, Узбекистане и Таджикистане; с настороженностью к организации относятся в соседнем Кыргызстане.

Адыл Байызбеков, обозреватель из Бишкека, говорит, что  «Таблиги Джамаат» проповедует свою «версию ислама», почти неотличимую от идеологии джихадистов ваххабитского толка, исповедуемой практически всеми террористами.

Главной задачей этой религиозной организации является создание халифата - как в отдельной мусульманской стране, так и по всему миру.

«Таблиги Джамаат» мало чем отличается от «Хизб-ут-Тахрира». Идеи и цели одни и те же: джихад, борьба с неверными, построение халифата», - говорит Байызбеков.

На территории России «Таблиги Джамаат» была запрещена еще в 2009 году. На сайте Генпрокуратуры РФ отмечается, что целями указанного религиозного объединения являются установление мирового господства посредством распространения радикальной формы ислама и создание на базе регионов с традиционно мусульманским населением единого исламского государства - Всемирного халифата.

Сакральные жертвы

Есть документальные подтверждения случаев, когда лица, принадлежащие к движению, совершали террористические акты. Например, членам организации во Франции приписывается ответственность за проведение терактов в Париже. В 1999 году группа сторонников «Таблиги Джамаат» была обвинена в организации серии взрывов в Ташкенте.

И до вчерашнего решения суда в Астане миссионеров движения выдворяли из Казахстана по обвинению в ведении экстремистской пропаганды и вербовке в свои ряды. Есть свидетельства, что взрыв поезда с индуистскими активистами в индийском штате Гуджарат 27 февраля 2002 года был инспирирован одним из лидеров «Таблиги Джамаат» Мауланой Умарджи. Эта акция, в свою очередь, спровоцировала погромы со многими человеческими жертвами среди невинных мусульман со стороны индуистских радикалов.

Политический подтекст

Несмотря на то, что официально руководство «Таблиги Джамаат» называет себя абсолютно аполитичным движением, есть яркие примеры активного участия ее членов в политическом процессе.

В начале 1990-х годов видные члены ТДж с помощью премьер-министра Наваза Шарифа поднялись на высшие ступени власти в Пакистане. Один из лидеров течения, Рафик Тарар стал президентом страны, а другой – генерал-лейтенант Джавед Назир получил должность начальника Управления межведомственной разведки ISI.

Поскольку занявшая в скором времени пост премьер-министра Беназир Бхутто питала заметно меньше симпатий к исламистам, сподвижники ТДж занялись планированием заговора по свержению ее правительства. Осенью 1995 года пакистанская армия объявила о проведении мероприятий по предотвращению предполагавшейся попытки государственного переворота несколькими десятками военных и гражданских лиц. Все они принадлежали к «Таблиги Джамаат», а в некоторых случаях - и к «Харкат-уль-Моджахеддин». Заговорщики планировали убийство  Бхутто, после чего предполагалось ввести исламское правление.

Истина где-то, но не рядом

Формально «Таблиги Джамаат» требует от своих последователей только преданности Аллаху, соблюдения подобающих форм отправления молитвы, уважения к единоверцам и налагает обязанность проповедования с целью обращения в ислам. По существу, постулаты ТДж восходят к экстремистскому ваххабитско-деобандийскому учению, которое явилось прототипом идеологии современного исламского экстремизма. Так, делая акцент на прозелитизме и очищении ислама от вредных влияний, движение категорически отрицает право на существование не только иных религий, но и других течений ислама (шиизма, барелви, бахаийа, ахмадийа) и предрекает неизбежное и жестокое столкновение между этими ложными вероучениями и истинным исламом.

Хотя в прошлом «Таблиги Джамаат» не стремилось быть формально представленным в локальных мусульманских сообществах, в последние два десятилетия положение постепенно меняется. На Западе и в Южной Азии существует уже много мечетей, исламских центров и прочих религиозных заведений, находящихся на попечении «Таблиги Джамаат». При этом ни точная численность организации, ни размеры финансирования неизвестны, хотя ясно, что они должны быть весьма значительными - учитывая, что в движении участвуют миллионы людей. Однако не все склонны видеть в организации «Таблиги Джамаат» лишь  рассадника мирового экстремизма. Ряд видных европейских ученых и исследователей ислама убеждены, что ТДж - просветительская организация, члены которой занимаются исключительно мирным распространением исламского вероучения.

«Существует мнение, что эта организация проповедует ислам радикального толка. С другой стороны, она всегда занималась исключительно пропагандой и никогда не была замечена в каких-то террористических, экстремистских действиях", – считает российский историк-востоковед, руководитель Центра арабских исследований ИВ РАН Виталий Наумкин.

Понять и простить

Председатель Ассоциации культурно-просветительских общественных объединений "Собрание" Мухамед Саляхетдинов говорит, что «Таблиги Джамаат» - это проповедническая организация, берущая свое начало на Индостане. Она далека от каких-то политических заявлений, политических доктрин, основной задачей ее деятельности является проповедь среди людей ценностей ислама.

Глава союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков отметил «Эксперту Казахстан», что были прецеденты, когда представители этого движения призывали к радикальным действиям, однако он оговаривается, что запрет таких течений нередко приводит к конфузу.

«Например, движение «Братья-мусульмане» у нас признали экстремистским, а теперь они пришли к власти в Египте, и пришлось извиняться и устанавливать соответствующие дипломатические отношения, признавать легитимность этой партии.  Нужно отделять идеологию от конкретных призывов; если человек говорит, что ему импонирует мирная идеология того или иного движения, а само оно признается в стране экстремистским, то не нужно вешать ярлыки на людей. Сейчас важно, чтобы законопослушных последователей этой организации не записали в экстремисты просто по факту, что сама организация признана таковой», - говорит г-н Телибеков.

Только без фанатизма

Глава Союза мусульман отмечает, что если сейчас правоохранительные органы в надежде отрапортовать о том, что вновь изобличены радикалы, начнут повально сажать невинных мусульман, это приведет к всплеску реальной исламизации общества и радикализации молодежи, чего необходимо избежать. Он уверяет, что традиционные репрессивные методы властей в борьбе с исламистами не дают эффекта и нужно предлагать людям альтернативную прогрессивную модель ислама, чтобы юноши и девушки не подпадали под обаяние экстремистских течений и идей.

«Мир становится глобальным, нет железного занавеса, мы не можем всех контролировать и залезть в черепную коробку возможного террориста. Поэтому нужно концептуально менять подходы к вопросу обучения людей канонам религии, тогда легче будет отслеживать  радикальные группировки; репрессиями ничего не решить», - говорит Телибеков.

С 2011 по 2012 год комитетом национальной безопасности (КНБ) Казахстана были нейтрализованы 42 экстремистские группы и предотвращено 35 насильственных акций. 18 насильственных действий экстремистского характера предотвратить не удалось. Наиболее серьезную опасность представляют дислоцирующиеся в афгано-пакистанском приграничье террористические организации, имеющие планы построения «халифата» в центральноазиатском регионе, отмечалось в специально распространенном сообщении комитета.

А вот какое влияние на печальную статистику КНБ оказало движение «Таблиги Джамаат», остается только гадать.  

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом