Социальная брутальность

В аннотации к фильму сказано, что это кино о подростковой психологии, а это не может не вызвать ассоциаций с «Кардиограммой» Дарежана Омирбаева. Сходство между картинами увидела и киновед Гульнара Абикеева

Социальная брутальность

Герои обоих фильмов одинакового возраста — подростки двенадцати-тринадцати лет. Правда, у Омирбаева картина более спокойная, а у Байгазина остросоциальная. К своей картине Дарижан Омирбаев выбрал эпиграфом слова Германа Гессе о том, что в двенадцать лет ребенок уже не ребенок, а сформировавшаяся личность, и если он не сформировался в этом возрасте, то личностью уже не станет, вспоминает киновед.

Сюжет картины довольно брутальный. Но тяжелые социальные условия жизни в казахской глубинке не стали ее лейтмотивом. Действие происходит в провинциальной, хирургически чистенькой школе. Фильм — не о бедности и нищете, напротив, именно на вышколенном чистеньком фоне пугающим становится то, что попадает в фокус — к сожалению, не исключительное для наших школ явление, — поборы в ученической среде. Старшеклассники собирают с младших денежную дань. Если ребенок не отдает то, что ему дают на завтраки родители, его избивают. Семиклассники обирают свои и младшие классы, а «старшаки», в свою очередь, собирают с них собранную мзду. Показана дедовщина и пирамида. Один мальчик не может платить даже такие малые поборы — в доме нет денег. За это отрицательный персонаж Булат бьет его по икрам. Мальчик жалуется главному герою Аслану, что его избивают ежедневно так, что раны не успевают зажить. В итоге мальчик попадает в больницу, где ему должны произвести ампутацию ног.

Картина начинается со сцены, когда главный герой, двенадцатилетний Аслан, режет барана, помогая бабушке по хозяйству. Сцена, конечно, решена монтажно. Аслан живет с бабушкой довольно скромно. Он дистрофик и весит всего 42 килограмма. Мальчик нездоров. У него неврологическое расстройство: на медицинском осмотре он не может достать пальцем до кончика носа. По складу характера Аслан — перфекционист и чистюля. Однажды он видит по телевизору сюжет о том, что тараканы приносят вред и влияют на ментальное здоровье. Он начинает войну с тараканами в доме. В одной из сцен он сажает таракана на миниатюрный стул смерти. С одной стороны, это отдает живодерством, с другой — предстает как борьба за чистоту. В школе Аслан тоже решает бороться с нравственной антисанитарией. Он делает самодельный пистолет и убивает Болата, гонениям которого подвергаются одноклассники и вся школа.

Еще более шокирующей ленту делает ее вторая часть, действие которой происходит в КПЗ. Полицейские пытаются выбить признания у подозреваемых малолеток, доводя их до смерти. Такая брутальная развязка фильма как нельзя лучше вписалась в стилистику Берлинского кинофестиваля, всегда отличающегося острой социальной направленностью. Как правило, каждая фестивальная картина несет в себе социально-психологическую окраску региона, страны, мест, которые она представляет. Убийств, сцен насилия, трагичных социально-политических коллизий было предостаточно и в других отмеченных призами «Берлинале» картинах.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?