Социальная брутальность

В аннотации к фильму сказано, что это кино о подростковой психологии, а это не может не вызвать ассоциаций с «Кардиограммой» Дарежана Омирбаева. Сходство между картинами увидела и киновед Гульнара Абикеева

Социальная брутальность

Герои обоих фильмов одинакового возраста — подростки двенадцати-тринадцати лет. Правда, у Омирбаева картина более спокойная, а у Байгазина остросоциальная. К своей картине Дарижан Омирбаев выбрал эпиграфом слова Германа Гессе о том, что в двенадцать лет ребенок уже не ребенок, а сформировавшаяся личность, и если он не сформировался в этом возрасте, то личностью уже не станет, вспоминает киновед.

Сюжет картины довольно брутальный. Но тяжелые социальные условия жизни в казахской глубинке не стали ее лейтмотивом. Действие происходит в провинциальной, хирургически чистенькой школе. Фильм — не о бедности и нищете, напротив, именно на вышколенном чистеньком фоне пугающим становится то, что попадает в фокус — к сожалению, не исключительное для наших школ явление, — поборы в ученической среде. Старшеклассники собирают с младших денежную дань. Если ребенок не отдает то, что ему дают на завтраки родители, его избивают. Семиклассники обирают свои и младшие классы, а «старшаки», в свою очередь, собирают с них собранную мзду. Показана дедовщина и пирамида. Один мальчик не может платить даже такие малые поборы — в доме нет денег. За это отрицательный персонаж Булат бьет его по икрам. Мальчик жалуется главному герою Аслану, что его избивают ежедневно так, что раны не успевают зажить. В итоге мальчик попадает в больницу, где ему должны произвести ампутацию ног.

Картина начинается со сцены, когда главный герой, двенадцатилетний Аслан, режет барана, помогая бабушке по хозяйству. Сцена, конечно, решена монтажно. Аслан живет с бабушкой довольно скромно. Он дистрофик и весит всего 42 килограмма. Мальчик нездоров. У него неврологическое расстройство: на медицинском осмотре он не может достать пальцем до кончика носа. По складу характера Аслан — перфекционист и чистюля. Однажды он видит по телевизору сюжет о том, что тараканы приносят вред и влияют на ментальное здоровье. Он начинает войну с тараканами в доме. В одной из сцен он сажает таракана на миниатюрный стул смерти. С одной стороны, это отдает живодерством, с другой — предстает как борьба за чистоту. В школе Аслан тоже решает бороться с нравственной антисанитарией. Он делает самодельный пистолет и убивает Болата, гонениям которого подвергаются одноклассники и вся школа.

Еще более шокирующей ленту делает ее вторая часть, действие которой происходит в КПЗ. Полицейские пытаются выбить признания у подозреваемых малолеток, доводя их до смерти. Такая брутальная развязка фильма как нельзя лучше вписалась в стилистику Берлинского кинофестиваля, всегда отличающегося острой социальной направленностью. Как правило, каждая фестивальная картина несет в себе социально-психологическую окраску региона, страны, мест, которые она представляет. Убийств, сцен насилия, трагичных социально-политических коллизий было предостаточно и в других отмеченных призами «Берлинале» картинах.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее