Бум в сетях

Казахстан в ближайшие годы будет приоритетным для российских социальных сетей направлением. В стране только в прошлом году началось активное потребление социальных медиа, потому аудитория в ближайшие годы будет расти, а вслед за ней в соцсети придут и рекламодатели

Бум в сетях

Cоциальные сети уже давно вошли в жизнь обывателя. Согласно исследованию Social Media Around The World, опубликованному в сентябре прошлого года, шесть из десяти человек хотя бы один раз в день посещают ту или иную социальную сеть. В среднем каждый человек имеет аккаунты в одной-трех социальных сетях и около 10% — более чем в пяти.

В мире бесспорным лидером среди социальных медиа является Facebook с аудиторией 1,5 млрд человек в конце 2012 года; каждый житель на планете о ней слышал, и 60% из тех, кто знает, пользуются Facebook. В Казахстане же ситуация другая: на первом месте стоит «Мой Мир», на втором — «ВКонтакте», и замыкает тройку лидеров социальная сеть «Одноклассники» (см. график 1).

Отличается Казахстан и демографией аудитории социальных сетей. В глобальном масштабе основными их потребителями являются мужчины: в Facebook, например, 52%, а в деловой сети LinkedIn 57% пользователей — представители сильной половины человечества. В нашей же стране наиболее активно пользуются социальными медиа женщины (см. график 2).

Основной мотив

Единственное, что не отличает казахстанцев от потребителей социальных сетей из любой другой страны мира — это цели пребывания в таких сетях. Главные действия в социальных сетях связаны с личными отношениями и развлечениями. Согласно данным сети «Одноклассники», основными причинами посещения соцсетей 91% пользователей «Одноклассников» и 90% — «Моего Мира» назвали общение с друзьями и знакомыми. Смотрят фотографии 81% и 82% соответственно, читают новости друзей и знакомых 72% «одноклассников» и 77% посетителей «Моего Мира». В десятку популярных ответов на вопрос «что вы делаете в соцсетях?» вошли и такие, как «смотрю видеоролики, фильмы, сериалы», «слушаю музыку», «играю в игры».

Однако в последнее время все большую актуальность стал приобретать и такой мотив посещения социальных медиа, как получение информации от брендов: половина пользователей взаимодействуют хотя бы с одним брендом. В Европе 37% пользователей публикуют информацию о продуктах, брендах или компаниях. Недаром же в прошлом году компании более активно начали заниматься созданием брендированного контента. Стоит отметить, что наибольшее внимание к бренду привлекают конкурсы, новые сервисы и промоакции; прямая реклама действует менее эффективно.

Кроме того, 2012-й стал годом, когда социальные сети стали восприниматься как один из основных инструментов продвижения компании или продукта. В Казахстане пока бизнес предпочитает более привычные методы продвижения, но социальные медиа и здесь набирают все большую популярность, а учитывая, что в прошлом году число пользователей соцсетей в нашей стране выросло почти в два раза, можно предположить, что эта тенденция будет усиливаться. Тем более что очень выросла аудитория таких сетей, как «ВКонтакте» (на 213%), «Одноклассники» (на 143%) и Facebook (на 61%); первая и последняя являются лидерами с точки зрения активности как самих брендов, так и пользователей, делящихся информацией о них.

Отметим, что и сеть «Одноклассники» стремится к привлечению компаний и брендов — с тем, чтобы они активнее развивали такое направление, как Social MediaMarketing (SMM). У этой социальной сети уже есть достаточно много примеров успешных SMM-проектов, но пока лишь в России. Что же касается Казахстана, то, вполне возможно, подобные кейсы появятся в нашей стране уже в нынешнем году. О том, каким образом социальная сеть будет у нас развиваться и отличается ли поведение казахстанцев в социальных медиа от действий граждан других стран, «Эксперту Казахстан» рассказала PR-директор социальной сети «Одноклассники»Мария Лапук.

Локализация — дело непростое

— Мария, о переводе социальной сети «Одноклассники» на казахский язык слухи ходили давно. Почему только сейчас был осуществлен перевод?

— Социальная сеть — это уникальный продукт, он позволяет практически не проводить сторонних исследований, которые бы касались поведения или потребления услуг. Практически всю статистику мы видим ежедневно в режиме реального времени и благодаря этому знаем о наших пользователях практически все.

В прошлом году мы решили посмотреть, на каком языке разговаривают между собой наши пользователи, живущие в странах СНГ. Вообще СНГ — это точка роста для всех российских социальных сетей, потому что в России проникновение Интернета растет уже не такими высокими темпами, как в странах СНГ. Мы озаботились тем, каким образом можно привлечь аудиторию (так как мы живем в России, то недостаточно хорошо представляли, чем живут граждане этих стран, но теперь у нас больше знаний о них), и увидели, что люди между собой общаются не только на русском. Конечно, в Казахстане больше людей предпочитает общаться на русском, по сравнению с другими странами СНГ, но все же есть те, кому удобнее и привычнее говорить на родном языке. И мы решили перевести Odnoklassniki.ru на родные языки. Тем более что у нас в планах было персонифицировать контент, который есть в социальной сети, — создать топы музыки и видео, интересные для жителей той или иной страны, сделать проект с локальными новостями.

Изначально мы думали, что этот проект (перевода социальной сети на локальные языки) окажется легче, но для его реализации потребовалось больше времени, больше усилий. Особенно сложно было переводить основную версию, потому что она объемнее.

— Будете ли вы разрабатывать какие-то уникальные сервисы специально для Казахстана?

— Нет, потому что сейчас человек находится в Казахстане, и у него казахстанский IP, а завтра он уехал в Россию — и ему нужны его обычные сервисы, к которым он привык. Функционал социальной сети неизменен для всех стран.

Можно было бы сделать какие-то игры непосредственно для Казахстана. Если у вас появятся разработчики и создадут какие-то игры с этническими или культурными особенностями, то мы будем только рады.

Казахстанцы попали в Сети

— В прошлом году, судя по цифрам, которые вы представили, аудитория «Одноклассников» в Казахстане выросла на 143 процента. С чем это связано?

— Это средний рост по рынку, т.е. он не больше и не меньше среднерыночного значения. Связано это с тем, что проникновение Интернета в стране в прошлом году выросло. Если в начале года этот показатель составлял 30 процентов, то к середине достиг 45 процентов. За это большое спасибо сотовым операторам, потому что основной рост был за счет мобильного Интернета. Плюс скорость Интернета становится выше, теперь он дешевле и доступнее.

— По итогам 2011 года «Одноклассники» были на втором месте в Казахстане, в 2012-м вас обогнала «ВКонтакте». Будете ли вы каким-то образом отвоевывать эту долю?

— Мы, конечно, будем стремиться привлекать аудиторию. Казахстан для нас — приоритетное направление. Это большая страна, большая аудитория, хорошее проникновение Интернета. Но до 2012 года наблюдалась очень странная картина: при высоком проникновении потребление социальных сетей было на низком уровне. Мы не знали, почему так происходит, и все ждали, когда же начнется бум, потому что ситуация отличалась от всех стран СНГ. Даже в Узбекистане потребление соцсетей было выше.

В прошлом году произошел скачок, и аудитория социальных сетей выросла в два раза. Мы рассчитываем, что она будет расти и дальше.

Самое главное для нас — чтобы нашей аудитории внутри соцсети было комфортно. Поэтому не будем вести борьбу за каждого пользователя, а постараемся сделать так, чтобы люди, приходящие к нам, чувствовали себя удобно, получали тот объем информации, который им нужен.

SMM нужен всем

— Как вы оцениваете состояние рынка интернет-рекламы и, в частности, рекламы в соцсетях в нашей стране?

— Мы сами не продаем рекламу, но социальные сети являются большими медийными площадками, так происходит практически везде. У вас очень популярны Google, Яндекс, Mail.ru, различные социальные сети, и, конечно, не использовать это было бы глупо. Мы продаем здесь медийную рекламу, есть таргетированная реклама и хотели бы развивать SMM-проекты в «Одноклассниках». Что касается медийки, то ее покупают в основном большие бренды. Таргет же доступен для малого и среднего бизнеса.

— У вас уже есть какие-то SMM-кейсы в Казахстане?

— Возможно, они есть, но мы пока о них не знаем. Может быть, кто-то хорошо продает то, что делает своими руками, — бижутерию или украшения, но «выследить» такого человека очень сложно. А большого кейса в Казахстане у нас пока нет.

Что касается России, то там очень много примеров: Сбербанк уже четыре года подряд делает новогодний имиджевый кейс. В прошлом году у них была «Ярмарка добрых дел», в том числе она была и в «Одноклассниках» — каждый мог сделать себе сувенир и прикрепить себе на профиль эту картинку. Есть небольшие кейсы: например, люди продают футболки через «Одноклассников», и из малого это уже превратилось в средний бизнес, судя по объемам продаж. Есть кейс студии Disney, которая таким образом раскручивает свои новые мультфильмы и фильмы.

— Для продвижения каких компаний и брендов может быть интересна сеть «Одноклассники»? И чем SMM-проекты интересны вам как социальной сети?

— «Одноклассники» интересуются всеми брендами, которым интересна наша аудитория. Социальная сеть — это достаточно массовый продукт, и бренды могут найти здесь свою целевую аудиторию: молодых людей, которые получают высшее образование, женщин около 35, которым вполне могут быть интересны кредитные программы и пр.

Нам, как социальной сети, интересен контент, который генерируют SMM-специалисты. Пользователи приходят в социальную сеть развлекаться, и интересный контент — это одно из «развлечений».

— За счет чего у вас складывается основная доля выручки?

— Основной доход мы получаем от внутренних сервисов и игр, в этом плане наша модель отличается от моделей большинства социальных сетей. Любой заработок социальной сети складывается из трех вещей: реклама, игры и внутренние сервисы. Просто пропорции у разных сетей разные. Если многие социальные сети основную часть дохода — более половины, по их словам, — получают от рекламы, то мы — от внутренних сервисов.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?