Почтальон не придет

Почтовые службы по всему миру переживают не лучшие времена. Объем пересылки бумажной корреспонденции упал в разы. Бандероли с товарами из интернет-магазинов вытащить на себе всю отрасль не в состоянии

Почтальон не придет

Развитие электронных средств коммуникации свело в могилу многие традиционные сервисы, без которых жизнь казалась невозможной еще 15–20 лет назад. Население развитых стран практически отказалось от телеграфа, радиоточек и проводных телефонов. Факс все чаще выглядит нелепым атавизмом. Промелькнули и канули в небытие пейджеры.

Интернету удалось пошатнуть позиции одного из важнейших изобретений человечества, которое на протяжении столетий служило основным средством передачи информации на расстоянии. Последние полтора десятилетия стали непроглядно черной полосой в истории почтовых служб. Бумажные письма, которые всегда были основой почтового бизнеса, сегодня практически полностью вытеснены электронной корреспонденцией. Для частной переписки пользуются услугами традиционной почты лишь неисправимые романтики, но они кассы не сделают. По-прежнему в конвертах с маркой пересылаются деловые письма, документы, уведомления государственных учреждений, рекламные каталоги. Однако и эти отправления все чаще доставляются получателям альтернативными путями.

Как следствие — почтовые компании по всему миру терпят колоссальные убытки. Доходы Почтовой службы США (USPS), на долю которой приходится 40% почтовых отправлений в мире, за последние пять лет сократились с 75 млрд до 65 млрд долларов в год. За тот же период количество писем и посылок уменьшилось с 212 млрд до 160 млрд в год. Чистый убыток в 2012 году составил рекордные 15,9 млрд долларов. Компании пришлось сократить штаты на 23%, уволив 156 тыс. сотрудников.

Почта Франции прогнозирует, что пользоваться ее услугами в 2015 году будут на 30% реже, чем в 2008 году. В Японии объем отправлений за последний год сократился на 13%, в Дании — на 12%. По данным Всемирного почтового союза, который объединяет все государственные почтовые службы планеты, в мировом масштабе в 2011 году число почтовых отправлений уменьшилось на 4%. Столь скромные потери — заслуга развивающихся стран, в которых быстрый Интернет есть еще не везде и потому позиции почтовых служб по-прежнему сильны. Например, в Китае за пять лет писем, открыток и посылок стали отправлять на 56% больше, а число отправлений премиального класса увеличилось в четыре раза. Зато в странах «золотого миллиарда» сокращение происходит с космической скоростью. Развитые страны в 2011 году закрыли 5% своих почтовых отделений.

Чтобы спасти государственные почтовые компании от полного вымирания, власти проводят их оптимизацию. В Германии почтовую службу поделили на части и продали в частные руки еще в 1995 году. Приватизация в скором времени ожидает даже Королевскую почту Великобритании, которая уже более пяти столетий является одним из символов британской монархии. Частные инвесторы должны обеспечить финансовую стабильность предприятий — государственное финансирование считают в компании «слишком непредсказуемым». В США и Новой Зеландии для снижения издержек вынужденно сокращают количество дней, по которым работает почта, соответственно - до пяти и трех в неделю. По замыслу, один лишний выходной поможет американским почтовикам сэкономить 2 млрд евро в год.

Почтовая служба США не так давно решила прибегнуть к еще одному необычному способу повышения доходности. Услугами USPS в основном пользуются люди старшего возраста. Чтобы повысить свою популярность в глазах молодого поколения, компания заявила о выпуске собственной линии модной повседневной одежды. Впрочем, эксперты оценили эту затею скептически.

Руководитель USPS Патрик Донахью бранит на чем свет стоит американских законодателей, которые не предпринимают никаких шагов для реформирования почтового агентства. Устаревшая бизнес-модель и законодательные ограничения не позволяют компании быть конкурентоспособной в условиях XXI века.

Держаться на плаву почте парадоксальным образом помогает Интернет, а точнее — онлайн-магазины. Глобальная сеть отобрала у почтальонов письма, но поспособствовала многократному росту отправлений посылок и бандеролей. В США число пересылаемых по почте грузов за последние два года возросло на 14%. Правда, конкуренцию государственным почтовым службам составляют частные компании-мессенджеры. К тому же, по словам Патрика Донахью, посылки никогда не станут равнозначной заменой письмам по приносимой прибыли.

В большинстве стран почта является важным элементом национального быта, своеобразной культурной традицией. Это ценится дороже денег, и потому жители Соединенных Штатов, Японии и стран Западной Европы хотят во что бы то ни стало сохранить свои почтовые службы, которые буквально на глазах теряют свою востребованность. Однако приходится смириться с неизбежными переменами: все понимают, что невозможно до бесконечности тратить каждый год миллиарды долларов на поддержание жизни абсолютно нерентабельных компаний.

Почта вызывает у всех чувство ностальгии, однако в повседневной жизни люди предпочитают пользоваться более современными средствами связи. В этом плане глубоко символична ситуация, сложившаяся в Новой Зеландии. Руководство местной почтовой компании предложило клиентам высказаться по поводу ожидаемого сокращения рабочего времени до трех дней в неделю. Откликов пришло очень много, но всего лишь четверть из них были посланы по почте. Остальные письма оказались электронными.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?