И дым отечества...

Представитель Министерства финансов РФ заявил, что нужно уравнять ставки на табачные акцизы Казахстана и Белоруссии с российскими. При этом имелось в виду повышение наших тарифов, приближение их к уровню северного соседа

И дым отечества...

Стоит отметить, что, согласно Налоговому кодексу Казахстана, с 2010 года до 2014-го в стране предусмотрено поэтапное повышение табачных акцизов – на 25% ежегодно. Цены будут повышаться и после 2014 года. Республика поддерживает идею Евразийской экономической комиссии, предложившей  государствам-членам Таможенного союза реализовать план  по повышению акцизов к 2020 году до 49 евро, в целях борьбы с курением во всем мире. Постепенное увеличение ставок, по планам Министерства экономики и бюджетного планирования, обеспечит устойчивое равновесие, с учетом особенностей развития экономик и максимально допустимого уровня налоговой нагрузки на потребителей в каждой из трех стран. Это поможет избежать непредвиденных изменений в существующей структуре легального оборота табачных изделий и минимизирует риски в трансграничной торговле.

Полная гармонизация

Своим заявлением директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Илья Трунин еще раз подчеркнул влияние России на рынок партнеров по Таможенному союзу. «Мы считаем, что гармонизация должна происходить путем сближения, но, скорее, приближения к нашим ставкам, чем снижения наших ставок», - сказал он.

Однако участники рынка отмечают, что обязательства по привязке акциза в Казахстане к размерам акциза другой страны не предусмотрены ни одним международным договором в рамках Единого экономического пространства между Россией-Казахстаном-Беларусью. По мнению руководителя отдела по связям с правительством и корпоративным коммуникациям компании Japan Tobacco International Kazakhstan Дияса Джубандыкова, такая практика будет противоречить налоговому суверенитету Казахстана и не позволит вести гибкую налоговую политику, необходимую для установления оптимальных ставок с учётом внутренних и региональных условий экономического развития. Его поддерживает и исполнительный директор Форума предпринимателей Казахстана Мунавара Палташева, которая считает, что у каждой страны - своя ценовая политика, и не нужно подстраиваться под чужую. Напомним: в Казахстане сейчас акцизы на сигареты с фильтром составляют 1550 тенге (7,78 евро) за тысячу штук, папиросы и сигареты без фильтра – 950 тенге (4,76 евро), сигариллы – 1930 тенге (9,68 евро), сигары - 150 тенге за штуку, табак – 1940 тенге (9,7 евро) за килограмм. В России этот показатель держится на уровне около 18 евро, в Белоруссии – более  5 евро для сигарет низкого, 9.6 евро среднего, и 17 евро - премиального ценовых сегментов.

Теневой рынок

Г-н Джубандыков считает: международный опыт многократно доказывал, что акцизные «шоки» не приводят к желаемым результатам в борьбе с курением, а, напротив, провоцируют нежелательные процессы. «Сигареты являются товаром низкоэластичного спроса в силу своей специфики, резкий скачок цен не заставит потребителей одномоментно бросить курить. В этой ситуации курильщики могут создать спрос на более дешевый нелегальный продукт», - поделился он мнением с «Экспертом Казахстан» и предложил  обратить внимание на международный опыт. Так, в Румынии повышение акциза на 48% с апреля 2009 по январь 2010 года  привело к росту контрабанды до 36%, которая обошлась бюджету страны потерей порядка 1 млрд евро. Аналогичная ситуация и в Турции, где за два года теневой рынок сигарет вырос с  5% до 20% (в 2011г.). После этого правительство страны включило план действий по борьбе с контрабандой табака и табачных изделий, рассчитанный на 2011-2013 годы. Гармонизация акцизов в рамках Европейского союза привела к росту нелегального рынка до 40% в Литве и Латвии. При этом  уровень потребления, по сведениям Euromonitor, в этих странах не снизился.

«Баланс между повышением цен и достижением целей здравоохранения может быть найден в том случае, если акцизная политика учитывает социально-экономические особенности стран, открытость границ, себестоимость производства продукции и логистических затрат», - считает г-н Джубандыков. По мнению собеседника, самое важное - оценить покупательскую способность потребителей, определить, насколько повышение соразмерно ей и не несет ли оно риски для легального рынка.

Пилите, Шура, пилите

Напомним: ранее депутат мажилиса парламента РК Азат Перуашев  заявлял в СМИ о том, что гармонизация акцизов на табак в рамках ТС является лоббированием интересов России. Об этом особенно стоит задуматься после слов  г-на Трунина.  Однако, по мнению президента Алматинской  Ассоциации предпринимателей Виктора Ямбаева, гармонизация не является главной причиной повышения ставок. «Это повсеместная государственная политика по выкачиванию денег в бюджет. Поэтому ни о какой гармонизации речи быть не может. Все проекты, которые ведут к  удорожанию продукции и выкачиванию денег из населения, привлекательны для государства. Поэтому Казахстан не интересы России лоббирует, а интересы собственного  бюджета», - сказан он «Эксперту Казахстан». Собеседник предложил другой подход. «Они (Россия и Казахстан) не могут снизить цены на коммунальные услуги или бензин в нефтедобывающих странах и обеспечить стопроцентную газификацию, поэтому борются с табакокурением и нарушениями ПДД. Нужно повышать уровень жизни, бороться с коррупцией, создать экономический климат, позволяющий развивать  МСБ, и принимать эффективные законы, снизить плату за коммунальные услуги. Если люди будут хорошо зарабатывать и не волноваться, то, соответственно, будут меньше пить и курить», - заключил собеседник.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее