Гаджеты наступают

В 2012 году пользователи смартфонов и планшетов накупили приложений на 9 млрд долларов США. Две трети от этой суммы было потрачено на игры. Рынок растет как на дрожжах: эксперты предсказывают, что всего через три года смартфоны будут у одного миллиарда человек

Гаджеты наступают

Эксперты нидерландской аналитической компании Newzoo, специализирующейся на компьютерных играх, представили доклад об основных трендах отрасли в 2012 году. Согласно документу, в прошлом году на платные приложения владельцы смартфонов и планшетных компьютеров потратили ни много ни мало 9 млрд долларов. Однако больше всего поражает не эта цифра, а годовой прирост рынка. В 2011 году за приложения пользователи мобильных гаджетов заплатили на 32% меньше.

По данным Newzoo, число пользователей, за год скачавших хотя бы одно приложение, перевалило за полмиллиарда человек. Из них 175 млн выкладывали за это удовольствие свои кровно заработанные деньги. Таким образом, каждый платящий владелец смартфона или «таблетки» за год в среднем потратил 51,4 доллара. Охотнее всего расстаются с деньгами британские владельцы гаджетов — приложения покупают 38% из них. Самыми прижимистыми на Западе оказались бельгийцы — платить за устанавливаемые программы готов лишь каждый пятый житель королевства.

Игры разума

Самым прибыльным сектором рынка приложений для мобильных устройств по-прежнему остаются игры. На них в прошлом году пришлось 33% скачиваний, однако они принесли продавцам и разработчикам 66% прибыли — 6 млрд долларов. Любопытно, что среди играющей аудитории наблюдается гендерный паритет: на Западе мужчин и женщин, загружающих игры на свои мобильные девайсы, примерно поровну. Но прекрасный пол предпочитает бесплатные приложения, тогда как платящими игроками в подавляющем большинстве случаев оказываются мужчины.

В то же время на игры владельцы гаджетов стали тратить чуть меньше времени — 50% в 2011 году против 43% в 2012-м (данные аналитической компании Flurry). Такая же динамика наблюдается и у приложений для социальных сетей. А вот развлекательные программы и утилиты в 2012 году удостоились большего внимания пользователей, чем годом ранее.

Бесплатно, но с оплатой

Аналитики Newzoo отметили, что пользователям нравится принцип free-to-play. Доля скачивания приложений, устроенных по такой бизнес-модели, достигает уже 70% от числа всех устанавливаемых пользователями игр. Доходы их разработчиков неуклонно растут. Суть этого подхода заключается в том, что человек скачивает продукт бесплатно, а потом либо платит за расширенный функционал, либо создатель зарабатывает на микротранзакциях (подарки в социальных сетях, оружие и амуниция в многопользовательских ролевых играх).

Успех f2p-модели объясняется тем, что пользователь не покупает кота в мешке, а имеет возможность сначала ознакомиться с приложением. Кроме того, невысокий размер оплаты при микроплатежах снижает психологический барьер перед покупкой, и в итоге игроки просаживают огромные суммы, платя по чуть-чуть за новые доспехи или более совершенный арбалет. Еще одним достоинством f2p-приложений является то, что доходы от них могут расти за счет постоянных пользователей, даже если число новых загрузок падает.

Бета-тестирование становится все более важным элементом разработки приложений, считают в Newzoo. Учитывая, что рынок постепенно захватывают f2p-программы, прибыль их создателей напрямую зависит от того, как долго люди будут ими пользоваться. Поэтому приложения становятся все более качественными: все элементы в них тщательно отшлифовываются, чтобы как можно крепче привязать к себе пользователя. Ведь чем дольше человек играет в игру, тем больше виртуального оружия и боеприпасов он накупит своему персонажу.

Конкуренция ящику

Портативные электронные устройства становятся неотъемлемым элементом нашей жизни. Их владельцы в сумме расходуют огромные средства не только на начинку, но и на ремонт своих девайсов. По данным компании SquareTrade, американские потребители потратили в прошлом году на восстановление своих «айфонов» 5,9 млрд долларов. Основные поломки связаны со случайным падением смартфонов или их попаданием в какую-либо жидкость.

Более того: жители США готовы тратить на своих мобильных любимцев не только деньги, но и время. Специалисты аналитической компании Flurry подсчитали, что американцы проводят за мобильными приложениями в среднем 127 минут в день. Этот показатель за два года вырос почти вдвое: в 2011 году программам на смартфонах уделяли около 94 минут в день, а в 2010-м — всего 66 минут. Эксперты уверены, что очень скоро планшеты и смартфоны отберут пальму первенства у телевидения, на которое сегодня у американцев уходит примерно 168 минут в день, и станут основным источником медиапотребления.

Темная лошадка

Рынку мобильных приложений и устройств прочат большое будущее. По прогнозу Forrester Research, к 2016 году число владельцев смартфонов во всем мире вырастет до 1 млрд человек. Ежегодно они будут покупать приложения на 55 млрд долларов. Около 350 млн человек будут использовать гаджеты в рабочих целях. А это значит, что бизнесу уже сейчас стоит подумать о том, как интегрировать мобильные решения в систему управления предприятием.

Впрочем, у инвесторов присутствует опасение, что смартфонный рынок окажется очередным пузырем. Погорев на доткомах и не получив ожидаемого от «Фейсбука», они не торопятся ставить на очередную темную лошадку. Newzoo в упомянутом выше докладе сообщает о падении интереса инвесторов к сфере мобильных приложений. По сравнению с 2011 годом размер вложений со стороны компаний, не относящихся к этой индустрии, сократился вполовину. Финансистов отпугивает тот факт, что мобильным стартапам из-за высокой конкуренции и непредсказуемости сегмента очень сложно увеличивать свою аудиторию.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?