Основной инстинкт

Развитие рынка интимных товаров в РК тормозитcя низким уровнем интимной культуры населения, полагают участники рынка. И миссию прививать эту культуру людям могут выполнить только они сами

Основной инстинкт

Магазин интимных товаров в центре Алматы. Павильон размером полтора на полтора метра. Вход платный — 50 тенге. Продавец отсчитывает сдачу и одновременно интересуется: не показать ли что-нибудь подробнее. Отказываюсь. «Днем — для детей, ночью — для родителей», — комментирует продавец, заметив, что я разглядываю конструкцию, похожую на качели. И еще раз предлагает свою помощь. Площадь магазина весьма невелика, а под внимательным, пусть и доброжелательным взглядом продавца «рассматривать подробнее» игрушки для взрослых не слишком комфортно.

Хочешь? Заходи

Sex-shop, love-shop, магазин интимных товаров или магазин для взрослых — большая часть таких торговых точек в Казахстане похожа, скорее, на секс-палатки, нежели секс-супермаркеты. Сколько в РК магазинов интимных товаров — даже примерную цифру никто из участников рынка назвать не берется. Да и по Алматы цифры разнятся: один говорит о 10–15 магазинах в городе, другой — о 30–35. Впрочем, в одном опрошенные сходятся: для южной столицы тех магазинов, что существуют, вполне достаточно. «Именно в Алматы рынок заполнен по максимуму, в каждом углу города можно приобрести что-либо. Такая продукция встречается в торговых домах, в аптеках — и это уже в порядке вещей», — объяснял «ЭК» администратор магазина интимных товаров, пожелавший сохранить анонимность (стоит отметить, что из опрошенных корреспондентом «ЭК» участников бизнеса, связанного с интимными товарами, двое попросили не называть в материале не только их имена, но и названия торговых точек). Не отстает и Астана: в столице не менее полутора десятков секс-шопов; да и почти в каждом городе республики можно обнаружить либо секс-шоп, либо аптеку, торгующую в том числе и интимными товарами. Кроме того, отмечают участники рынка, есть люди, и их немало, которые ввозят и продают товары для секса неофициально.

По мнению владельца интернет-магазина 20cm.kz Павла Сергеева, рынок интимных товаров в Казахстане постепенно растет. «Мне кажется, связано это как с общедоступностью информации относительно интимной сферы, так и с повышением уровня жизни людей. По сравнению даже с 2010 годом — это время, когда я начал свою деятельность – наблюдается постепенный рост рынка, но особых скачков вверх в этом сегменте нет», — говорит г-н Сергеев.

Оценить рынок интимных товаров в РК в абсолютных показателях никто из игроков также не взялся. Чтобы понять, каким может быть порядок цифр, два примера: в России, по разным оценкам, его объем составляет 30–50 млн долларов, а в Германии — 1,5 млрд евро.

«Да, например, в Алматы рынок интимных товаров заполнен, но при этом, как и в целом по стране, имеет низкий уровень», «в России этим вопросом занимаются серьезнее» — такие характеристики дают казахстанскому рынку интимных товаров его участники. На вопрос, чего же нам не хватает, чтобы достичь уровня россиян, администратор секс-шопа в алматинском ТД «Сабрина» ответил однозначно — ассортимента: «Я не хочу принижать свои магазины, но по сравнению с российскими наш ассортимент оставляет желать лучшего. Почему не выходим на российский уровень? Потому что капитал нужен. В этом деле очень важную роль играют деньги, у нас довольно “деньгоемкий” товар. Бывает, товар год-два ждет своего покупателя».

Открыть легко — работать сложно

Рынок интимных товаров в Казахстане только начинает развиваться, а это значит, что и конкуренция будет небольшой, и наценку можно сделать высокой — такими соображениями руководствуются новички рынка, открывая секс-шопы. Реальность оказывается иной: «Выходят на рынок и уходят, проработав полгода-год. Не выдерживают». «В том же ТД в центре города, где расположен наш магазин, открылся второй бутик с такой же специализацией. Закрылся через два месяца». Такие истории рассказывают продавцы интимных товаров, отмечая при этом, что затраты на открытие подобного бизнеса могут быть действительно не слишком велики.

«Конечно, если делать магазин с хорошим ассортиментом, то нужно 20–30 тыс. долларов на товар плюс аренда, плюс зарплата. А у нас народ даже с 1–2 тысячами долларов заходит на рынок — привозят что подешевле и открывают закуток, — объясняет один из участников рынка и добавляет: — Если когда-то наценка на интимные товары была действительно серьезной, то сейчас много таких игроков на рынке, которые сильно сбивают цену».

В «приличном» секс-шопе должно быть около трехсот товарных позиций — подсчитал все тот же пожелавший остаться неизвестным участник рынка интимных товаров. Спрогнозировать, сколько покупателей придет посмотреть на все это изобилие, а главное приобрести что-либо из ассортимента, практически невозможно. «В какой-то день может вообще ни одного человека не зайти. На следующий день — в выходные, когда большая проходимость — 10–15 человек посещают. Для себя хотел подсчитать, какая у меня прибыль в среднем в месяц, и не выходит. Потому что каждый месяц по-разному. Специфический товар, и то идут к нам люди, то идут мимо», — смеется представитель одного из старейших в городе интим-магазинов.

«Те, кто нацелен на крупные доходы, этим рынком даже не заинтересованы, есть другие способы заработать»

По самым приблизительным прикидкам, ежедневно в среднем секс-шопе делается 2–3 покупки. И совсем не обязательно это дорогие секс-игрушки, белье или средства, повышающие потенцию. Могут приобретаться и презервативы, и лубриканты. «Те, кто нацелен на крупные доходы, этим рынком даже не заинтересованы, есть другие способы заработать», — резюмируют владельцы магазинов, говоря о себе как о просветителях: они, что называется, «болеют» за развитие интимной культуры в Казахстане. Впрочем, пусть не бешеная, но все же рентабельность у магазинов интимных товаров имеется — иначе бы их не было. О доходности казахстанских секс-шопов их владельцы предпочли не распространяться, но в соседней России средняя рентабельность подобных точек — 20–30%.

Сегодня в законодательстве РК нет статей, которые бы регулировали рынок интимных товаров. «Законодательство РК никак не препятствует развитию рынка интимных товаров, да и особых причин для этого нет; однако, как и для любой торговли, существуют определенные процедуры по импортированию и получению различного рода сертификатов для продукции», — объясняет владелец магазина 20cm.kz.

Аптека плюс секс-шоп

Единственный в Казахстане секс-шоп, сделанный в формате магазина самообслуживания, находится в «Аптекаплюс» в Алматы. В этой аптеке всегда присутствовал интим-товар, пользовался значительным спросом, однако его покупателям не всегда было комфортно уточнять какие-то подробности или делать покупки в общем зале, а среди остальных посетителей аптеки периодически появлялись возмущенные граждане: «Что это у вас тут стоит, мы же тут с детьми приходим!» Поэтому было принято решение открыть отдельный магазин в подвальном этаже: и неокрепшие умы специфичный товар смущать не будет, и клиенты смогут без стеснения проконсультироваться, сделать выбор. В «Аптекаплюс» признаются: если бы не было большого собственного помещения, секс-шоп, скорее всего, не состоялся бы. А так — после ремонта, закупки товаров (самая первая партия, как вспоминают в аптеке, была на 35 тыс. долларов) — отдел интимных товаров был открыт.

Торговля пошла не сразу: в первые месяцы работы случалось, что за несколько дней продавалось только несколько пачек презервативов. Спустя год с лишним ситуация совершенно иная. «В среднем в нашем отделе 40–50 покупателей ежедневно, средняя сумма покупки 4000–5000 тенге. Но посетителей намного больше. Так как секс-шоп находится в аптеке, большинство посетителей заходят случайно, но, посмотрев, через некоторое время часть из них становится нашими клиентами», — говорит завотделом санитарии и гигиены ТОО «Аптекаплюс» Анара Жунусова.

Свое конкурентное преимущество работники «Аптекаплюс» видят сразу в нескольких факторах: формат магазина, позволяющий покупателю не спеша все посмотреть, прочитать дополнительную информацию; разнообразный ассортимент (сейчас в секс-шопе более тысячи товарных позиций) и, что не менее важно, персонал с медицинским образованием, который может дать грамотную консультацию по товару. Да и человек в белом халате традиционно вызывает больше доверия. «Секс-шоп посещают также люди с серьезными физическими отклонениями. Взрослый, половозрелый человек, но с недостатками, не имеющий возможности свободно передвигаться, при этом абсолютно адекватный и психически здоровый, требует особого подхода. Здесь необходимы грамотная консультация, подбор оптимального и удобного варианта, и доверие в таких вопросах к сотрудникам аптеки выше», — приводит пример г-жа Жунусова.

Интимные товары — почтой

Деятельность секс-шопов все чаще смещается в Интернет — многие игроки казахстанского рынка интимных товаров или уже открыли свои интернет-магазины или собираются это сделать в ближайшее время. С интернет-проектами выходят на рынок и новые игроки.

Чем привлекательна интернет-торговля интимными товарами? Для участников рынка — снижением расходов (не нужно арендовать помещение, не так остро стоит вопрос с продавцом). Есть свои преимущества и для покупателей: интернет-магазин гарантирует конфиденциальность. У всех интернет-магазинов интимных товаров одинаковый принцип работы: заказ упаковывается в непрозрачный пакет без каких-либо отметок, и ни курьеру, ни сотрудникам почтовых служб не будет известно, что в пакетах находится.

Пока что большая часть интернет-секс-шопов не может сравниться по продажам с секс-шопами обычными, но, как считают предприниматели, все еще впереди. «Открытие именно интернет-магазина ориентировано на получение клиентов в будущем. В данный момент люди, точнее, большая часть их, не готовы совершать и оплачивать покупки онлайн. Предполагаю, что со временем эта ситуация изменится в лучшую сторону», — объясняет Павел Сергеев, владеющий как раз интернет-магазином. Поддерживает его и администратор секс-шопа в ТД «Сабрина»: «У нас еще люди психологически не готовы к интернет-торговле. Но со временем половина клиентов, точно, уйдет в Интернет».

В свою очередь в «Аптекаплюс» отмечают, что интернет-магазины интимных товаров будут более востребованными, когда клиенты станут более продвинутыми: если человек точно знает, что именно ему необходимо, ему проще сделать покупку онлайн, чем доехать до наземного магазина.

Клиент не созрел?

«Использованные товары возврату не подлежат» — такое объявление висит в одном из алматинских секс-шопов. И это вызывает удивление: неужели подобные вопросы еще возникают? «Всякое случается», — уклончиво отвечает продавец. «Бывает, от нас выбегают с квадратными глазами». «Есть люди, которые пальцами могут показывать на тех, кто к нам заходит, и громко их обсуждать», — повествуют о буднях секс-шопов продавцы.

«Уровень интимной культуры в Казахстане — ниже среднего. На троечку. Мы не совсем отсталые, но очень многих вещей наши люди просто не знают», — такую оценку дает своим клиентам администратор одного из магазинов интимных товаров. Все участники рынка понимают, что проводить ликбез и нести интимную культуру в массы придется им самим, поскольку пока лишь немногие казахстанцы понимают, что интимные товары — это не просто развлечение или причуды, это продукция, цель которой заключается в разнообразии интимной жизни. «Все мы с годами привыкаем к нашим партнерам, и в большинстве случаев это приводит к рутине в постели или же к абсолютной потере сексуального интереса к партнеру. Мне кажется, приличную часть причин бытовых скандалов среди, так сказать, зрелых пар составляет сексуальная неудовлетворенность или же просто потеря интереса к партнеру. Интимная продукция не может гарантировать сохранения отношений, но явно позитивно сказывается на душевном состоянии обоих партнеров и продлевает их союз», — говорит Павел Сергеев.

Можно предположить, что когда сексуальная культура в стране повысится, тогда и случится качественный рост рынка интимных товаров. И секс-шоп площадью в 100 квадратных метров будет восприниматься как должное, а не как несбыточная мечта. Пока же клиенты рынка интимных товаров действуют по принципу «кто ищет — тот найдет». И товар класса «люкс», и что-то менее притязательное. Ну а участники рынка нашедшего их клиента стараются удержать. Ведь когда придет следующий — неизвестно.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом