Искусство — на ярмарку

Спрос на товары арт-бизнеса в Казахстане растет, и это привлекает на выставки-ярмарки в РК все больше зарубежных художников

Искусство — на ярмарку

Началось все с того, что муж купил мне швейную машинку и мне захотелось что-то сшить. Курсы шитья предполагали длительный процесс обучения, и я нашла выкройку Тильды (Tilda — это проект норвежского дизайнера Тони Финнагер, создавшей свою линию интерьерных игрушек и аксессуаров. — ЭК) и сшила», — рассказывает мастер-кукольник Елена Боровикова. Сейчас Елена занимается серьезными коллекционными куклами и возглавляет ТОО «Творческие сезоны», являющееся организатором международных выставок художественных и дизайнерских работ. «Печь для обжига фарфоровых кукол пока стоит без дела, сейчас выставка — моя главная кукла», — говорит г-жа Боровикова.

Себя показать

«Когда я начала делать авторских мишек и кукол, я уже понимала, что продавать их в Казахстане некому и негде. Я, честное слово, совершенно не хотела браться за организацию выставок. Но при этом понимала: если не я, то больше никто за это и не возьмется», — объясняет кукольный мастер. Стоит отметить, что мировая кукольная индустрия уже давно имеет далеко не игрушечные масштабы, а коллекционирование кукол — занятие очень даже престижное. В соседней России художественная кукла — это уже целый бизнес: существуют кукольные салоны и галереи, регулярные выставки авторских кукол, школы, обучающие азам изготовления кукол, есть даже кукольный журнал. Другая сторона этого бизнеса — индустрия, предлагающая новые материалы и технологии для работы кукольных мастеров. 20 лет назад ничего этого в РФ не было, представления об авторской кукле были крайне смутными — почти такими же, как в Казахстане еще два года назад. «Я надеюсь, у нас период признания авторской куклы не будет таким длительным — россияне в этом вопросе, можно сказать, первопроходцами были. Сейчас хотя бы Интернет есть, наши люди как минимум готовы зрительно воспринимать авторскую куклу. То есть, посмотрев хотя бы фотографии, они потом уже не в таком диком шоке от цен и от того, что они видят перед собой. Во всяком случае, возгласы “Что это вы тут наделали!” и “Что за сумасшедшие цены!” сейчас звучат все реже», — говорит Елена Боровикова, добавляя, что еще одним доводом в пользу организации выставок стал ее личный опыт, поскольку сама она регулярно выезжала и в Россию, и в дальнее зарубежье и видела, как подобные мероприятия организованы там.

Смена формата

За два года шесть выставок — таков промежуточный итог деятельности компании Боровиковой. «Конечно же, первые выставки были не такие, как хотелось бы. Они, безусловно, вспоминаются как самые душевные, но тогда я знала прекрасно, что все это будет дальше, дальше, дальше расти. И знала, куда оно будет расти», — говорит художница. Если самую первую организованную выставку Елена вспоминает как «голый энтузиазм», то уже к следующей стало заметно развитие — в первую очередь мастеров, которые участвовали в выставке. Они начали понимать, что необходимо выделяться. «Каждый раз все лучше и лучше люди организуют свои стенды. Сейчас это уже отдельные комнатки, отдельные истории, это уже хендмейдом не назовешь. Это уже дизайнерские работы». Существенный шаг в сторону настоящей выставки-ярмарки современного искусства, по мнению г-жи Боровиковой, был сделан год назад — как с точки зрения чисто организационных моментов (застройка стендами), так и с точки зрения статуса участников. Тогда в Казахстан впервые приехали как именитые российские кукольники, так и художник Петр Фролов, чьи картины, полные феерии и ярких красок, находятся в российских, европейских и заокеанских частных коллекциях. На последней выставке, прошедшей в декабре, были представлены работы Хильдегард Гюнцель, одной из самых именитых художниц в ряду мировых кукольных мастеров. Ее романтичные куклы, к слову, стоят совсем не романтично — до 10 тысяч долларов. И хотя непосредственно на выставке ни одна из работ Гюнцель приобретена не была, уже после того, как куклы были увезены в Германию, из Казахстана на них поступило два заказа, и теперь работы признанного кукольного мастера едут назад, к своим новым владельцам.

После экспериментов с датами проведения выставок, названиями и форматами Елена Боровикова определилась: в год она будет организовывать две выставки-ярмарки современного искусства. Весной — «Арт-индустрию» и зимой — «Главную Рождественскую выставку». «Мы намеренно убрали всякий намек на хендмейд из названий. Потому что мы должны у своего покупателя и сами у себя убрать в голове вот это слово «хендмейд». Оно необидное, но оно у покупателя вызывает совсем другие ассоциации, нежели те же самые дизайнерские работы. А по сути дела, поменяв всего лишь несколько слов, ты отношение человека меняешь к этим вещам», — объясняет необходимость появления новых названий г-жа Боровикова.

Кто в гости к нам

Современные художники прекрасно умеют считать деньги, и Казахстан для них привлекателен как новый рынок сбыта. Поэтому на завоевывающую необходимый авторитет в художественных кругах выставку будет приезжать все больше известных художников, уверена г-жа Боровикова. Уже на ближайшую «Арт-индустрию» кроме Фролова ждут Ирика Мусина и Александра Шадрина, из Екатеринбурга едут целые галереи («Красный квадрат» и «Да Винчи»). Не обойдется и без кукол — на этот раз от японского мастера. К слову, иностранцев, приехавших на выставку в Казахстан впервые, многое удивляет. «У нас, так скажем, Восток и все сделки совершаются в субботу-воскресенье. В России и в Европе совершенно по-другому. Там в пятницу утром приходит толпа коллекционеров, они боятся, что уже к субботе-воскресенью ничего не останется и они не успеют купить работы мастеров. Когда мастера приезжают к нам и видят, что в пятницу этой толпы нет, они ходят угрюмые. А в субботу-воскресенье приходят, обнимаются, говорят, какое счастье, а поначалу мы совсем про вас подумали… не очень хорошо. Кроме того, у них не принято торговаться с художником. Поэтому еще на этапе подачи заявок иностранными участниками я провожу маленький ликбез и про то, что основную часть посетителей надо ждать в субботу-воскресенье, и про то, что с ними будут торговаться — поэтому будьте готовы скинуть», — объясняет Елена.

Организаторы выставки-ярмарки художественных и дизайнерских работ предполагают, что в числе участников с каждым годом будет все больше компаний, производящих или продающих товары для творчества — для них рынок Казахстана тоже интересен. Такие участники очень привлекательны и для самих организаторов. «Для того, чтобы выставка состоялась, нужно набрать около 200 участников. Сейчас мы уже стараемся привлечь какие-то крупные фирмы, понимая, что мы не можем все время зависеть от участников, это довольно рискованное дело — ты подписываешь договор, платишь аванс, не зная, насколько участники осилят участие в выставке», — рассказывает Елена Боровикова, уточняя, что особенно актуальным вопрос финансовых рисков стал после того, как выставка вышла на такие площадки, как Дворец Республики и Дворец спорта им. Б.Шолака.

Если выставка будет «раскручена» и завоюет свою нишу на рынке — а в том, что этот процесс уже запущен и его не остановить, г-жа Боровикова не сомневается, — то казахстанскую выставку (пока единственную в таком формате в Центральной Азии) включат в свой график и известные художники, и крупные компании. И после этого можно будет надеяться, что мероприятие станет доходным не только для художников, но и для организаторов. Пока итог почти всех выставок для компании кукольного мастера — «в ноль». Удивительно, но ряд казахстанских авторов укоряют организатора: «Делаешь на этом деньги». «Хотелось бы, но пока — нет», — смеется Боровикова.

Все только начинается

Казахстанцы, во всяком случае жители Алматы, готовы и воспринимать, и покупать современное искусство в разных его видах — от картин до авторских кукол и мишек Тедди, уверена основательница компании «Творческие сезоны». На выставке продаются и полотна, и куклы, чья стоимость составляет тысячи долларов. 400–500 долларов готовы выложить посетители за мягкие игрушки — здесь ярким примером может служить полностью опустевший к концу выставки стенд Елены Кукузей, художника-теддиста из Сибири. А ведь стоимость ее работ составляла от 60 до 80 тыс. тенге.

«Мы надеемся, что с каждой выставкой уровень участников будет повышаться. Если среди определенного слоя наших мастеров мы можем утерять какие-то позиции, то среди серьезных мастеров, галерей, фирм, я думаю, мы уже все-таки какой-то авторитет завоевываем», — резюмирует г-жа Боровикова, отмечая при этом, что «на любой выставке, где бы я ни была — в России или за рубежом, все равно часть экспозиций представляют собой серьезные работы, другую часть — художественные проекты, и третий элемент — сувенирно-ярмарочная продукция (тот самый хендмейд, от ассоциации с которым в названии выставки было решено избавиться)». Без этого не обойтись, уверена организатор мероприятия, иначе выставка-ярмарка рискует превратиться в галерею. Мало кто хочет смотреть в двадцатый раз на не сильно меняющийся год от года ассортимент ремесленников, поэтому именно именитые художники, хедлайнеры выставки, на чьи работы можно посмотреть (и купить) всего 2–3 дня, притягивают зрителей. Вместе с тем большая часть посетителей все-таки идет на серьезные работы именно смотреть, а покупать собирается недорогих текстильных кукол и валяные тапочки.

Организаторы нередко объединяют два направления: «К примеру, в Германии, если выставляется какой-то серьезный художник, ему абсолютно незазорно выставить свои серьезные работы и тут же на передний план выложить значки, кулончики — почитатели таланта этого художника покупают в качестве сувениров эти работы. И я могу сказать, что человек может продать, к примеру, две серьезные работы и вот эту всю груду сувениров», — с улыбкой поясняет Боровикова, предлагая художникам и мастерам взять такой подход на заметку, как экономически оправданный.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее