Зазвонил Skype

Согласно исследованию компании TeleGeography, на долю Skype приходится уже более трети международного телефонного трафика. Популярность этого месседжера объясняется тем, что он выгоднее обычной сотовой связи, даже несмотря на такие дополнительные расходы, как оплата мобильного Интернета

Зазвонил Skype

За последние два десятилетия телекоммуникационный рынок испытал много измененией: поставщики услуг пережили либерализацию рынка, значительно увеличилась конкуренция, были разработаны эффективные технологические инновации и с каждым годом происходило снижение цен на их услуги.

На протяжении всех этих лет, согласно новому исследованию компании TeleGeography, специализирующейся на мониторинге и анализе телекоммуникационной сферы, рынок показывал непрерывный рост трафика, что позволило отрасли привлечь огромный объем инвестиций и доходов. Тем не менее аналитики из TeleGeography убеждены, что сейчас и в ближайшее время телекоммуникационный рынок ожидают серьезные проблемы. “Одной из проблем рынка является замедление роста трафика, которое будет постепенно прогрессировать”, - говорится в исследовании TeleGeography. Всего за последние 20 лет международный телефонный трафик, согласно исследованию, показывал прирост более 13% в год, но в последнее время рост замедлился до 8%. Напомним, что рост был особенно быстрым в конце 1990-х и начале 2000-х.

Кроме того, телекоммуникационные компании вынужденны вступать в борьбу за клиента не только между собой, но и с программными обеспечениями на компьютер и приложениями на смартфоны - такими, как Skype, Google Voice и другие. Приложения типа Skype позволяют пользователям абсолютно бесплатно звонить, отправлять текстовые сообщения, используя только смартфон (планшет или компьютер) и интернет-соединение.

Треть разговоров в Сети

Исследование TeleGeography показывает, что на долю Skype приходится уже более трети международного телефонного трафика. Отметим, что для месседжера это является абсолютным рекордом. Так, согласно исследованию, объем трафика внутри сети Skype вырос за прошлый год на 44% и составил 167 млрд минут.  А международный телефонный трафик в том же 2012 году достиг 490 млрд минут, что всего на 5% больше, чем в предыдущем (график).

Популярность е-общения

Популярность месседжеров достигнута еще и за счет того, что с помощью них удобно одновременно вести беседу сразу с несколькими людьми. При телефонной же связи параллельная обработка звонков невозможна. Кроме того, месседжеры поддерживают отправку сообщений в режиме оффлайн, а это значит, что собеседник получит сообщение сразу, как только войдет в Сеть. У мобильных телефонов аналогичную функцию выполняет голосовая почта, которая изначально недоступна и при активации требуется ежемесячная абонентская плата.

Удобство месседжеров еще и в том, что они позволяют хранить контакты, данные и содержание переписки на серверах компаний, что позволяет пользователям не терять информацию, даже заходя с различных устройств. В то же время - именно эти возможности представляют весомую угрозу нашей информационной безопасности. Напомним: в международных СМИ неоднократно появлялись сообщения о воровстве конфиденциальной информации с того или иного месседжера. В принципе - любая программа, которая имеет свободный выход в Интернет, сама по себе является потенциальным источником утечки конфиденциальной информации. Тем не менее специалисты из авторитетного российского журнала “Хакер” считают, что месседжеры являются более безопасными в сравнении с соцсетями, электронной почтой и даже мобильными телефонами.

Skype бесспорно дешевле

Другие плюсы в использовании Skype выявить так же легко, как удить рыбу в аквариуме. Мы уже отмечали ранее, что Skype является бесплатной программой и приложением как для скачивания, так и для использования. Пользователю лишь необходимо оплатить Интернет на своем мобильном устройстве или стационарном компьютере, что намного дешевле, чем платить за звонки, SMS внутри страны и вне ее пределов.

Проведя небольшой мониторинг рынка мобильных услуг в нашей стране, “Эксперт Казахстан” выявил, что отечественные абоненты платят от 3 до 34,3 тенге за минуту - в зависимости от операторов и предлагаемых ими тарифов. Стоимость SMS также варьируется от 3 и до 25 тенге за сообщение. Значит, в среднем по рынку за одну минуту разговора абонент тратит 18,5 тенге, за сообщение - 14 тенге. Это, с одной стороны, не так уж и много, но если брать в расчет траты за день, месяц и даже год, то выходит довольно большая сумма. А ведь это и есть основной доход компаний, предоставляющих мобильные услуги, которые Skype у них потихоньку отнимает. Например, аналитики телекоммуникационной и консалтинговой фирмы IT Ovum сообщили, что SMS-доходы мировых компаний резко сократились за последние несколько кварталов. “Телекоммуникационные компании по всему миру потеряли свыше 300 млн долларов в прошлом году и, согласно нашим прогнозам, доходы от SMS продолжат падать”, - считают в IT Ovum.

Страшное слово: роуминг

Не очень выгодно пользоваться и роумингом: обычно за него платят оба собеседника, причем немаленькие суммы. К примеру, американские абоненты за одноминутный телефонный разговор по роумингу в среднем платят от 2,5 до 5 долларов, а за SMS - 75 центов. В Казахстане дела обстоят немного лучше, но, тем не менее, роуминг и у нас дорогой. В среднем за одну минуту в роуминге казахстанцы платят 500 тенге, за SMS - 80 тенге.

Через Skype также можно звонить на стационарные и мобильные телефоны, но за отдельную плату. Отдельно сделанный звонок будет стоить лишь 1,9 центов за минуту, что, тем не менее, дешевле, чем пользоваться обычным роумингом. Отметим, что роуминг для мобильного Интернета (GPRS) стоит в среднем 150 тенге за 100кб.

Кроме того, Skype не только экономит деньги клиентов, но и позволяет общаться с людьми из тех стран, которые не входят в зону охвата роумингом. "Использование таких приложений, как Skype или Viber, объясняется тем, что они позволяют совершать международные звонки даже из таких стран, как Северная Корея, в которой не предусмотрен международный роуминг", - объясняет исполнительный редактор интернет-издания BGR Раджат Агравал.

Неавтономный, но все же

В то же время говорить о том, что традиционные операторы телефонной связи вскоре останутся за бортом бизнес-корабля, не приходится. Дело в том, что Skype, как и любое другое приложение, потребляет интернет-трафик, а его, в свою очередь,  предоставляют те же самые сотовые операторы или интернет-провайдеры (Wi-fi).

Согласно нашему мониторингу, все отечественные сотовые операторы в той или иной степени предлагают услуги мобильного Интернета. Правда, некоторые из них не предоставляют специальных безлимитных интернет-пакетов размером более гигабайта трафика. Отметим, что гигабайтный пакет в Казахстане стоит около тысячи тенге в месяц. Skype же за секунду разговора, согласно исследованиям пользователей Сети, потребляет 50кб трафика. Следовательно, 1Гб дает абоненту возможность непрерывно разговаривать около шести часов. Для сравнения: по данным директора по маркетингу GSM Казахстан Каспарса Кукелиса, в среднем абонент Activ и Kcell тратит примерно 1,6 тыс. тенге в месяц. Если брать в расчет опеределенную ранее среднюю стоимость одной минуты телефонного разговора (18,5 тенге), то получается, что человек за 1,6 тыс. тенге сможет поговорить лишь 1,2 часа. Про сообщения же и говорить не приходится.

Просматривается и позитивный тренд для “абонентов-консерваторов” сотовой связи, которые до сих пор предпочитают не “заморачиваться”, а пользуются услугами только традиционных операторов связи. “Конкуренция со стороны Skype и ему подобных сервисов заставляет операторов сотовой связи снижать расценки на звонки и сообщения за счет уменьшения маржи прибыли”, - считает аналитик из TeleGeography Стефан Беккерт.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом