Вооружаться не по карману

Человечество решило экономить на обороне и безопасности. Последствия мирового финансового кризиса привели к падению продаж оружия в мире, чего не было с 1994 года. Впрочем, эти данные не учитывают бурно растущий китайский рынок вооружений

Вооружаться не по карману

Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI) представил в понедельник ежегодный доклад о ситуации на мировом оружейном рынке. В документе сообщается, что в 2011 году объем продаж ста крупнейших производителей оружия в мире составил 410 млрд долларов. Это на 5% меньше, чем годом ранее, что стало настоящей сенсацией. До этого на протяжении почти двух десятков лет продажи неизменно ползли вверх.

В сотне ведущих оружейных корпораций мира преобладают компании из США. На 44 американских компании приходится порядка 60% объема рынка. Немного уступают Штатам производители из Евросоюза. Их в списке насчитывается 30 штук. Совокупный объем продаж – 29% от общемирового.

Мировым лидером по прежнему является Lockheed Martin. В 2011 году американская корпорация продала оружия на 36,3 млрд долларов. На второе место вырвался Boeing (31,8 млрд), на третье опустилась британская BAE Systems (29,2 млрд), за год сократившая продажи на 3,5 млрд долларов. В первую десятку попали еще две компании из старого света – Европейский аэрокосмический и оборонный концерн (EADS) и итальянская Finmeccanica. Все остальные – сплошь американские : General Dynamics, Raytheon, Northrop Grumman, L-3 Communications и United Technologies. Год лидеры завершили с положительными финансовыми показателями, за исключением Finmeccanica, убытки которой составили более 3,2 млрд долларов.


Из компаний постсоветского пространства в топ-100 вошли лишь восемь российских производителей оружия. Вместе с тем составители списка отмечают, что «ряд компаний в таких странах, как Казахстан и Украина, являются достаточно крупными», чтобы попасть в первую сотню. Однако у шведских исследователей не было доступа к достоверным сведениям об объемах их продаж. По той же причине в докладе не отмечены еще несколько оружейных корпораций из России. 

Вне поля зрения авторов доклада остался и китайский оружейный рынок. Для наблюдателей из внешнего мира это настоящая terra incognita. В SIPRI отметили, что при наличии полных данных несколько компаний из Китая обязательно вошли бы в рейтинг. 

Эксперты считают, что на снижение мировых объемов продаж повлияли экономический кризис и, как следствие, режим жесткой экономии, из-за которого государства были вынуждены отказываться от многих предварительных контрактов и переносить программы перевооружения на более поздние сроки. Среди других причин называются вывод войск из Афганистана и Ирака, а также введение эмбарго на поставки вооружений в Сирию, Ливию, Иран и ряд других стран.

Кроме того, вызовы времени диктуют свое: производители вооружений все более отходят от традиционных видов продукции в сторону технологий обеспечения кибербезопасности. Компании также вынуждены идти на сокращение персонала и производства и переориентироваться на смежные рынки. Чтобы получить лучший доступ к рынкам Латинской Америки, Азии и Ближнего Востока, оружейные гиганты открывают новые филиалы и дочерние предприятия по всему миру. 

Пока сложно предугадать, являются ли приведенные показатели признаком новой общемировой тенденции на сокращение оружейных расходов или же это временное отступление от графика, продиктованное объективными причинами. Несмотря на 5-процентное замедление, общий прирост рынка с 2002 по 2011 годы составил 51% в реальном выражении. Под воздействием глобальной террористической угрозы, острых локальных конфликтов, роста киберпреступности страны, желая мира, готовятся к войне.

К тому же нельзя сбрасывать со счетов Китай: пока ведущие державы переживают последствия экономических потрясений, Поднебесная растет и развивается. А для того чтобы расти и развиваться с уверенностью в завтрашнем дне, нужно много-много танков, ракет и самолетов.

Примечательно также, что буквально в один день с опубликованием доклада SIPRI американская пресса сообщила о небывалом росте спроса на индивидуальное оружие в Соединенных Штатах. Продажи за последние несколько месяцев выросли вдвое, говорят торговцы. Это привело к дефициту некоторых видов оружия. После трагедий в Денвере и Ньютауне американцы активно вооружаются, чтобы защищать дома и семьи своими силами. К тому же покупатели стремятся запастись огнестрельными средствами впрок, ожидая ужесточения правил продажи оружия, предложенного администрацией Барака Обамы.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности