YouTube вместо ОРТ

Падение метеорита в российском Челябинске наглядно продемонстрировало снижение влияния в обществе традиционных СМИ. Узнать правду сегодня можно быстрее и в больших подробностях из YouTube и "Вконтакте", нежели из телеканалов и газет

YouTube вместо ОРТ

Необычайно редкое природное явление в Челябинске стало красноречивым примером той медийной революции, которая произошла в мире за последние годы. Получить видео падающего метеорита и информацию о разрушениях, им нанесенных, оказалось намного проще, удобнее и быстрее из YouTube и социальных сетей, нежели при помощи традиционных медиа.

Взять хотя бы ОРТ, главный российский телеканал. В одном из первых своих сообщений о необычном явлении в Челябинске журналисты телеканала использовали фейковое видео c YouTube, которое было сделано якобы на месте падения метеорита. Материал предали осмеянию, списав все на то, что телеканал и так часто лжет, а этот пример - лишь один среди многих. Но суть трагедии для традиционных, пусть и электронных, СМИ гораздо глубже.

Дело в том, что ЧП в Челябинске со всей силой продемонстрировало очевидный факт: если где-то в любой точке мира случается что-то невероятное, то за новостями лучше идти не на сайты газет и телеканалов, а на социальные сервисы. Там уже будет полно сообщений о событий, актуальных мнений со стороны местных жителей и видео, сделанных очевидцами. В эпоху, когда почти у каждого человека лежит в кармане телефон с фото- и видеокамерой, традиционная профессия репортера делается ненужной. Профессионализм проигрывает в скорости распространения любительскому контенту, а компетентное репортерское мнение - глазам очевидцев.

Еще занимательнее то, что главные вопросы относительно метеорита ("Почему в каждой русской машине есть видеорегистратор"? "Почему русские заранее знали о падении метеорита?" "Почему у нас нет видео падения самолета на Пентагон, а русские так активно снимали эту свою трагедию?") пользователи Интернета адресовали не журналистам, а как раз любителям. А экспертному мнению ученых и властей люди все чаще предпочитают мнение простых людей, которое не подвержено цензуре и за которое они вряд ли будут отвечать перед законом.

Сравните хотя бы падение метеорита и трагедию 11 сентября 2001 года в США. Тогда главную скрипку в освещении события играли традиционные СМИ: Интернет хоть и был популярен, но воспринимался совершенно по-другому. Теперь социальные медиа набрали силу, а случайные репортеры-любители оказываются все чаще и чаще расторопнее профессионалов.

Правда, в этом есть далеко не только позитив. Интернет девальвирует ценность экспертного мнения и адекватных новостей. Ранее люди, которые были адептами параноидальных теорий заговора, могли обсуждать их только друг с другом на кухнях, а теперь у них есть площадка для обсуждения своих идей с миллионами других пользователей. Поэтому некоторые даже абсурдные предположения и мифы мгновенно становятся достоянием широчайших масс населения. Даже глава парламентской фракции России Владимир Жириновский с ходу назвал метеорит происками американцев. И ведь наверняка десятки тысяч человек ему поверили.

Тут было бы также уместно отметить, что в последнее время в мире появляется все больше и больше "фейковых" новостей, которые миллионам пользователей кажутся правдой. Запустить "утку", которую миллионы людей воспримут за правду, сегодня намного легче, чем было, скажем, десять лет назад. Кажется, власти, журналисты и эксперты от науки окончательно потеряли монополию на распространение информации.

Известное и авторитетное отраслевое издание ComputerWorld сообщило, что записи о Челябинском метеорите в Twitter, Facebook и на YouTube вышли в лидеры глобальной сети. Крупнейшим же СМИ мира оставалось только выбирать наиболее интересные фото- и видеоматериалы, собирать в Интернете мнения очевидцев и цитировать блоги.

Становится очевидно, что главные СМИ планеты сегодня могут поставлять актуальные комментарии по политическим и экономическим событиям, а вот в деле освещения действительно ярких глобальных новостей социальным медиа они уже давно не конкуренты. Репортерам таблоидов, фотокорреспондентам, ретрансляторам слухов уже можно начинать поиски работы. 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики