YouTube вместо ОРТ

Падение метеорита в российском Челябинске наглядно продемонстрировало снижение влияния в обществе традиционных СМИ. Узнать правду сегодня можно быстрее и в больших подробностях из YouTube и "Вконтакте", нежели из телеканалов и газет

YouTube вместо ОРТ

Необычайно редкое природное явление в Челябинске стало красноречивым примером той медийной революции, которая произошла в мире за последние годы. Получить видео падающего метеорита и информацию о разрушениях, им нанесенных, оказалось намного проще, удобнее и быстрее из YouTube и социальных сетей, нежели при помощи традиционных медиа.

Взять хотя бы ОРТ, главный российский телеканал. В одном из первых своих сообщений о необычном явлении в Челябинске журналисты телеканала использовали фейковое видео c YouTube, которое было сделано якобы на месте падения метеорита. Материал предали осмеянию, списав все на то, что телеканал и так часто лжет, а этот пример - лишь один среди многих. Но суть трагедии для традиционных, пусть и электронных, СМИ гораздо глубже.

Дело в том, что ЧП в Челябинске со всей силой продемонстрировало очевидный факт: если где-то в любой точке мира случается что-то невероятное, то за новостями лучше идти не на сайты газет и телеканалов, а на социальные сервисы. Там уже будет полно сообщений о событий, актуальных мнений со стороны местных жителей и видео, сделанных очевидцами. В эпоху, когда почти у каждого человека лежит в кармане телефон с фото- и видеокамерой, традиционная профессия репортера делается ненужной. Профессионализм проигрывает в скорости распространения любительскому контенту, а компетентное репортерское мнение - глазам очевидцев.

Еще занимательнее то, что главные вопросы относительно метеорита ("Почему в каждой русской машине есть видеорегистратор"? "Почему русские заранее знали о падении метеорита?" "Почему у нас нет видео падения самолета на Пентагон, а русские так активно снимали эту свою трагедию?") пользователи Интернета адресовали не журналистам, а как раз любителям. А экспертному мнению ученых и властей люди все чаще предпочитают мнение простых людей, которое не подвержено цензуре и за которое они вряд ли будут отвечать перед законом.

Сравните хотя бы падение метеорита и трагедию 11 сентября 2001 года в США. Тогда главную скрипку в освещении события играли традиционные СМИ: Интернет хоть и был популярен, но воспринимался совершенно по-другому. Теперь социальные медиа набрали силу, а случайные репортеры-любители оказываются все чаще и чаще расторопнее профессионалов.

Правда, в этом есть далеко не только позитив. Интернет девальвирует ценность экспертного мнения и адекватных новостей. Ранее люди, которые были адептами параноидальных теорий заговора, могли обсуждать их только друг с другом на кухнях, а теперь у них есть площадка для обсуждения своих идей с миллионами других пользователей. Поэтому некоторые даже абсурдные предположения и мифы мгновенно становятся достоянием широчайших масс населения. Даже глава парламентской фракции России Владимир Жириновский с ходу назвал метеорит происками американцев. И ведь наверняка десятки тысяч человек ему поверили.

Тут было бы также уместно отметить, что в последнее время в мире появляется все больше и больше "фейковых" новостей, которые миллионам пользователей кажутся правдой. Запустить "утку", которую миллионы людей воспримут за правду, сегодня намного легче, чем было, скажем, десять лет назад. Кажется, власти, журналисты и эксперты от науки окончательно потеряли монополию на распространение информации.

Известное и авторитетное отраслевое издание ComputerWorld сообщило, что записи о Челябинском метеорите в Twitter, Facebook и на YouTube вышли в лидеры глобальной сети. Крупнейшим же СМИ мира оставалось только выбирать наиболее интересные фото- и видеоматериалы, собирать в Интернете мнения очевидцев и цитировать блоги.

Становится очевидно, что главные СМИ планеты сегодня могут поставлять актуальные комментарии по политическим и экономическим событиям, а вот в деле освещения действительно ярких глобальных новостей социальным медиа они уже давно не конкуренты. Репортерам таблоидов, фотокорреспондентам, ретрансляторам слухов уже можно начинать поиски работы. 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее